Аналогичные попытки предпринимались и раньше. Но успеха не имели. Достаточно вспомнить, что в 2002 году губернатор Ленобласти Валерий Сердюков издал распоряжение `Об упорядочении регистрации водных мотоциклов, быстроходных прогулочных и спортивных катеров`.
Предполагалось, что для их использования выделят спортивные зоны - не ближе 100 метров от мест купания людей и оборудованные спецзнаками. Максимальную скорость передвижения на реках, каналах, в границах населенных пунктов и садоводств снизили до 10 км/ч. Суда без регистрационных документов и бортовых номеров дорожно-патрульной службе было предписано задерживать.
Однако грозное предписание, по сути, осталось на бумаге: во-первых, его реализация на практике натолкнулась на белые пятна в российском законодательстве, во-вторых, практически некому было контролировать выполнение принятых мер.
Ситуация изменилась в 2007 году: в МЧС РФ создали АСУ маломерных судов и их владельцев. Сегодня ее опробуют, как сообщил замначальника Госинспекции по маломерным судам МЧС РФ Николай Дяблов, в нескольких регионах. Инспектор через Интернет может войти в базу данных и проверить, кому принадлежит судно, получить сведения о его владельце. Используемое программное обеспечение даже более совершенно, чем у ГИБДД.
АСУ позволяет выявлять владельцев, плавсредства которых не прошли техосмотр. А таких, по данным инспекции, в РФ только 400 тыс. На учете находится свыше 1,1 млн маломерных судов. Сколько их используется в глубинке без регистрации, неизвестно. Подозревают, что значительно больше. На многих из них могут стоять ворованные моторы. Немало судов числится в угоне. Скорее всего, они перепроданы. АСУ облегчит поиск такого имущества.
С начала 2007 года после внедрения новой системы Госинспекция по маломерным судам МЧС РФ выявила 20,6 тыс. нарушений, связанных с регистрацией и эксплуатацией маломерных судов. Взыскано около 30 млн руб. штрафов. Как выяснилось, больше всего - за управление судна лицом, не имеющим на это право (40,4% нарушений), за несоблюдение правил безопасности плавания (15,6%).
В Петербурге в ходе эксперимента только в мае-июне 2007-го городской прокуратурой возбуждено 102 дела о нарушениях водного законодательства. Было также вынесено 89 представлений, 8 исковых заявлений направлено в суды. В первую очередь санкциям подверглись фирмы, занимающиеся коммерческим извозом без документов, подтверждающих право пользования транспортным средством.
При этом на водные маршруты выходили катера и маломерные суда, которые нарушали нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водную среду, допускали сброс загрязненной воды и отходов производства в реки и каналы (на судах стало модно устраивать закусочные и проводить банкеты).
Одновременно ужесточаются меры, принимаемые к нарушителям - владельцам прогулочных и экскурсионных судов. В июле на совещании в Смольном говорилось об обеспечении правопорядка и безопасности плавания в акватории Невы, на реках и каналах Петербурга. Обсуждался также порядок привлечения к административной ответственности владельцев прогулочных и экскурсионных судов за нарушение тишины по ночам.
Флот злостных нарушителей собираются отправлять на штрафстоянку, которая, правда, пока еще не создана.
В управлении по туризму правительства города намерены усилить меры за незаконный водный извоз. Для этого создана единая диспетчерская служба с колл-центром для мониторинга пассажиров, перевозимых водным транспортом.
|