Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Каналы влияния - ЭиВ N 30 (665)
РЕСУРСЫ И ИНТЕРЕСЫ
Каналы влияния
No. 30 (665) 13.08.2007
Алексей ЧИЧКИН
Евросоюз поддерживает проект латвийско-белорусско-украинского водного пути
Комиссия Европейских сообществ недавно одобрила идею судоходного канала Даугава - Днепр, между Даугавпилсом и Полоцком, который станет составной частью сквозного водного пути Балтика - Днепр - Черное море.

Проект поручено доработать до середины 2008 года совместной белорусско-украинско-латвийской комиссии с участием экспертов Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН. Причем такому проекту обещана финансовая поддержка по линии Евросоюза. Общая стоимость столь грандиозного замысла в текущих ценах превышает $10 млрд.

Такой проект был разработан еще в конце 1940-х, и до 1960 года его намечалось реализовать (до этого были аналогичные проекты 1888-го, 1914-го). Но после 1953 года соответствующие работы были остановлены. Оказалось, не навсегда...



Транзит грузов - в обход Северо-Запада?



По расчетам экспертов Минтранса РФ и ОАО `РЖД`, новый водный путь `перетянет` на себя до четверти международного грузотранзита, ныне осуществляемого через порты на Северо-Западе РФ. В этой связи ежегодная упущенная выгода России может достигать $50-70 млн.

Вдобавок, рискуют стать нерентабельными многие транзитные проекты на Северо-Западе России. Зато среднегодовые транзитные доходы Латвии, Белоруссии и Украины по водному маршруту Балтика - Днепр -Черное море прогнозируются на уровне $40-70 млн.

Важно и то, что, по имеющейся информации, Даугавпилсский район Латвии и Витебскую область Белоруссии или хотя бы их приграничные территории намечено объявить свободной экономической зоной, причем с возможностью офшорного бизнеса, который, заметим, ограничивается в регионе Евросоюза.

И неудивительно, что с конца 1990-х реализуется проект `Зона экономико-экологического сотрудничества Даугава - Западная Двина`, охватывающий сопредельные регионы Латвии, Белоруссии и России (Тверская и Псковская области). Изначально эта `зона` не предусматривала строительства водной артерии Даугава - Днепр, но, похоже, транзитные, да и геополитические факторы стимулируют создание восточноевропейского аналога Суэцкого канала.



Польше тоже выгоден этот проект



Характерно, что Латвия, Белоруссия и Украина уже договорились о `перекрестных` пониженных тарифах для грузов этих государств, а это - подготовка тарифной базы для упомянутого проекта. А латвийско-белорусско-украинская комиссия по созданию водного пути Херсон - Рига работает со второй половины 1990-х годов.

Правда, экологические последствия создания и работы данной артерии (а они могут оказаться негативными и долговременными, в том числе для флоры, фауны и гидрологии Псковской и Тверской областей) той комиссией пока не обнародованы.

По предварительным данным транспортных ведомств Латвии, Белоруссии и Украины, по каналу Херсон - Рига можно будет ежегодно перевозить более 240 млн тонн грузов, что вдвое превысит нынешнюю загрузку всех латвийских портов.

Примерно на треть увеличится совокупный грузооборот днепровских портов Украины и Херсона. Плюс к тому, прогнозируется рост загрузки и Днепровско-Бугского канала (Украина - Белоруссия - Польша), и примыкающих к нему `транспольских` водных путей, стыкующихся с Балтикой и Одером. Так что сей проект выгоден и Польше.



Интересы России могут быть ущемлены



`Реализация всего проекта займет около 10 лет. За это время сменится не одно правительство, да и руководство банков. Поэтому мы должны заручиться поддержкой народа, ибо такой проект может принести Латвии миллиардные прибыли`, - пояснил в недавнем интервью латвийской газете `Dienas Bizness` представитель специально созданного в этой стране `Товарищества `Новый шелковый путь` Харальд Эрмалис (по сути, это консорциум заинтересованных в таком проекте латвийских фирм).

На 2008-2009 гг. запланирован общелатвийский референдум по этому проекту, что, по имеющейся информации, поддерживает Евросоюз. Нетрудно предположить его положительный результат хотя бы потому, что лоббирование такого проекта уже началось в Белоруссии, Латвии и на Украине.

Плюс к тому, такой водный путь резко ослабит зависимость этих стран от транзита российских внешнеторговых грузов: его сокращение будет по нарастающей компенсироваться новыми транзитными потоками. Так что и в этой сфере будут, можно сказать, ущемлены интересы России.



Брюссель лелеет еще один проект



Впрочем, под эгидой ЕС разрабатывается и другая аналогичная артерия: Неман - Щара - Ясельда - Днепровско - Бугский канал (Литва - Белоруссия) с одновременным восстановлением общебелорусской Березинской водно-транспортной системы. Этот проект не только ограничит транзитные возможности портов российского Северо-Запада, но и ослабит связи Калининградской области с общероссийской транспортной системой, а, значит, и с остальной Россией. Так что `канальные начинания` Брюсселя едва ли имеют только транспортное предназначение.

Другие материалы рубрики
РЕСУРСЫ И ИНТЕРЕСЫ
15.09.08Коротко
15.09.08Прусский `синдром`?..
У Германии, оказывается, сохраняются юридические возможности для `возвращения` в Калининградский регион
25.08.08Детям поможем вместе
С 15 августа по 15 сентября в рамках благотворительной программы `Вместе помогаем детям` в Петербурге проходит акция `Доброта творит чудеса`
25.08.08Деньги для Осетии
25.08.08Земельный передел
За участок, арендованный под жилищное строительство в Пскове, холдинг Олега Дерипаски выложил сумму, равную 5% годового дохода муниципальной казны. Однако деньги, которые пойдут на неотложные нужды города, мэрию не обрадовали. Почему?
25.08.08Исландию обделили?..
Споры по принадлежности арктических морских пространств усиливаются. Проявляется тенденция решать эти проблемы за счет `малых` приарктических государств, прежде всего - Исландии
15.10.07Рыбных дней будет больше
В Сыктывкаре обсудили проблемы и перспективы развития аквакультуры
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru