Комиссия Европейских сообществ недавно одобрила идею судоходного канала Даугава - Днепр, между Даугавпилсом и Полоцком, который станет составной частью сквозного водного пути Балтика - Днепр - Черное море.
Проект поручено доработать до середины 2008 года совместной белорусско-украинско-латвийской комиссии с участием экспертов Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН. Причем такому проекту обещана финансовая поддержка по линии Евросоюза. Общая стоимость столь грандиозного замысла в текущих ценах превышает $10 млрд.
Такой проект был разработан еще в конце 1940-х, и до 1960 года его намечалось реализовать (до этого были аналогичные проекты 1888-го, 1914-го). Но после 1953 года соответствующие работы были остановлены. Оказалось, не навсегда...
Транзит грузов - в обход Северо-Запада?
По расчетам экспертов Минтранса РФ и ОАО `РЖД`, новый водный путь `перетянет` на себя до четверти международного грузотранзита, ныне осуществляемого через порты на Северо-Западе РФ. В этой связи ежегодная упущенная выгода России может достигать $50-70 млн.
Вдобавок, рискуют стать нерентабельными многие транзитные проекты на Северо-Западе России. Зато среднегодовые транзитные доходы Латвии, Белоруссии и Украины по водному маршруту Балтика - Днепр -Черное море прогнозируются на уровне $40-70 млн.
Важно и то, что, по имеющейся информации, Даугавпилсский район Латвии и Витебскую область Белоруссии или хотя бы их приграничные территории намечено объявить свободной экономической зоной, причем с возможностью офшорного бизнеса, который, заметим, ограничивается в регионе Евросоюза.
И неудивительно, что с конца 1990-х реализуется проект `Зона экономико-экологического сотрудничества Даугава - Западная Двина`, охватывающий сопредельные регионы Латвии, Белоруссии и России (Тверская и Псковская области). Изначально эта `зона` не предусматривала строительства водной артерии Даугава - Днепр, но, похоже, транзитные, да и геополитические факторы стимулируют создание восточноевропейского аналога Суэцкого канала.
Польше тоже выгоден этот проект
Характерно, что Латвия, Белоруссия и Украина уже договорились о `перекрестных` пониженных тарифах для грузов этих государств, а это - подготовка тарифной базы для упомянутого проекта. А латвийско-белорусско-украинская комиссия по созданию водного пути Херсон - Рига работает со второй половины 1990-х годов.
Правда, экологические последствия создания и работы данной артерии (а они могут оказаться негативными и долговременными, в том числе для флоры, фауны и гидрологии Псковской и Тверской областей) той комиссией пока не обнародованы.
По предварительным данным транспортных ведомств Латвии, Белоруссии и Украины, по каналу Херсон - Рига можно будет ежегодно перевозить более 240 млн тонн грузов, что вдвое превысит нынешнюю загрузку всех латвийских портов.
Примерно на треть увеличится совокупный грузооборот днепровских портов Украины и Херсона. Плюс к тому, прогнозируется рост загрузки и Днепровско-Бугского канала (Украина - Белоруссия - Польша), и примыкающих к нему `транспольских` водных путей, стыкующихся с Балтикой и Одером. Так что сей проект выгоден и Польше.
Интересы России могут быть ущемлены
`Реализация всего проекта займет около 10 лет. За это время сменится не одно правительство, да и руководство банков. Поэтому мы должны заручиться поддержкой народа, ибо такой проект может принести Латвии миллиардные прибыли`, - пояснил в недавнем интервью латвийской газете `Dienas Bizness` представитель специально созданного в этой стране `Товарищества `Новый шелковый путь` Харальд Эрмалис (по сути, это консорциум заинтересованных в таком проекте латвийских фирм).
На 2008-2009 гг. запланирован общелатвийский референдум по этому проекту, что, по имеющейся информации, поддерживает Евросоюз. Нетрудно предположить его положительный результат хотя бы потому, что лоббирование такого проекта уже началось в Белоруссии, Латвии и на Украине.
Плюс к тому, такой водный путь резко ослабит зависимость этих стран от транзита российских внешнеторговых грузов: его сокращение будет по нарастающей компенсироваться новыми транзитными потоками. Так что и в этой сфере будут, можно сказать, ущемлены интересы России.
Брюссель лелеет еще один проект
Впрочем, под эгидой ЕС разрабатывается и другая аналогичная артерия: Неман - Щара - Ясельда - Днепровско - Бугский канал (Литва - Белоруссия) с одновременным восстановлением общебелорусской Березинской водно-транспортной системы. Этот проект не только ограничит транзитные возможности портов российского Северо-Запада, но и ослабит связи Калининградской области с общероссийской транспортной системой, а, значит, и с остальной Россией. Так что `канальные начинания` Брюсселя едва ли имеют только транспортное предназначение.
|