Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Казенные надежды судостроителей СЗФО - ЭиВ N 30 (665)
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
Казенные надежды судостроителей СЗФО
No. 30 (665) 13.08.2007
Андрей ЛАЗАРЕВ
Глубокой специализации судостроения на гражданский и военный секторы ожидать в ближайшее время не приходится. Поэтому надеяться, что государство выпустит активы отрасли из-под своего контроля - наивно: основными заказчиками по-прежнему являются госструктуры. Судьбу судостроительных предприятий в СЗФО будут вершить, прежде всего, военные ведомства.

Как показывает анализ, в 2006-2007 гг. программы модернизации предприятий в основном стимулировали оборонзаказы.



Атомный флот, корабли и подлодки



В ОАО `Прибалтийский судостроительный завод `Янтарь` (Калининград) реорганизация проводилась с учетом экспортных заказов, среди которых - строительство 3 фрегатов для ВМС Индии. Программа рассчитана на 2007-2012 гг. и оценивается $1,6 млрд.

В ФГУП `ПО Севмашпредприятие` (Северодвинск) в апреле 2007-го из эллинга выведен головной корабль четвертого поколения `Юрий Долгорукий`. Стратегические ядерные силы ВМФ РФ предполагается пополнить серией таких кораблей.

Другой стимул к модернизации - крупные заказы от `Росэнергоатома`. Базовым для строительства первой в мире плавучей атомной теплоэлектростанции малой мощности выбран `Севмаш`. В 2007-м есть заказы с учетом потребностей Ленинградской АЭС. А в 2009-2010 гг. запланировано выпустить, как минимум, 7 теплообменных аппаратов и транспортных контейнеров более чем на 1 млрд руб. для Белоярской АЭС.

На структуру контрактов в этом сегменте рынка также влияет политика ОАО `Мурманское морское пароходство`, располагающего атомным ледокольным флотом. `Севмашу` заказана серия из 50 спецконтейнеров для хранения отработанного ядерного топлива. При этом доля заказов `Мурманского судоремонтного завода морского флота` снизилась.

Пример показывает, что предприятия, где отстают с модернизацией, рискуют в ближайшее время стать неконкурентоспособными. Так, `Мурманский судоремонтный завод морского флота` уже получил ряд предписаний Российского морского регистра судоходства, которые обязан выполнить.

Новое руководство пытается вывести предприятие из кризиса. Для этого продают примерно половину территории предприятия (около 74 тыс. кв. метров) для перепрофилирования. Намечены оптимизация цехов и сокращение расходов. Однако источники средств для модернизации мощностей пока не определены.



Гражданские клиенты



Российские судовладельцы чаще всего покупают флот за рубежом. Например, для ОАО `Роснефть` испанской компанией Factories Vulkano S.A. построено 3 танкера ледового класса стоимостью $200 млн. Оформлен заказ, предполагающий сдачу в эксплуатацию еще 27 судов, который оценивают в $1,2 млрд. В ОАО `Приморское морское пароходство` заказывают танкеры на южно-корейской верфи Hyundai Heavy Industries. В России пока не могут строить крупнотоннажный флот.

Программ заказов флота на российских верфях немного. Среди них выделяется сложившееся партнерство ОАО `Совкомфлот` и ГП `Адмиралтейские верфи`. Сейчас на его площадке строят танкер дедвейтом 47,4 тыс. тонн с дизелем Брянского машиностроительного завода, собранным по лицензии компании Man B&W.

С 2004 года на `Севмаше` реализуют программу строительства серии из 12 танкеров дедвейтом 45 тыс. тонн для норвежской компании ODFJELL. В ОАО `Балтийский завод` строят ледоколы `для ФГУП `Росморпорт`.

Катера и яхты строят ОАО `Судостроительная фирма `Алмаз` и `Ленинградский судостроительный завод `Пелла`. С 2005 года штучные заказы на океанские яхты принимают и в `Севмаше`.



Прибыль и дивиденды



Финансовое положение большинства предприятий СЗФО трудно назвать стабильным: даже если их обороты увеличиваются, то по прибыли заводы периодически стабильно уходят в `минус`. Главная причина - низкая доля создаваемого прибавочного продукта.

На динамику развития влияют неритмичность сдачи заказов и поступления средств. Скажем, чистая прибыль `Пелла` по РСБУ в 2006 году увеличилась до 46,3 млн руб. (рост в 23 раза к аналогичному периоду 2005-го), а выручка - до 622,5 млн руб (+58%). Однако в июле 2007 года стоимость активов завода снизилась до отрицательной величины в 8,8 млн руб.

Чистая прибыль Балтийского завода в 2006 г. по РСБУ составила 548 млн 771 тыс. руб. Однако в I квартале 2007 года убыток ОАО `Балтийский завод` составил 679,8 млн руб., несмотря на то что выручка выросла до 3,2 млрд руб., по сравнению с аналогичным периодом 2006-го, в 12 раз.

В большинстве частных предприятий дивиденды не выплачивают, направляя их на развитие. Так, например, поступали акционеры ОАО `Судостроительный завод `Северная верфь` в 2005-2006 гг. Это помогло увеличить кредитный портфель предприятия. В мае 2007-го `Газпромбанк` утвердил лимит кредитного риска ОАО `Северная верфь` в размере $100 млн на срок 4 года, которые взяты под программу выполнения экспортных военных заказов.

Исключение - ОАО `Судостроительная фирма `Алмаз`, где рекомендовано выплатить дивиденды за 2006 год из расчета 5,53 руб. на одну привилегированную акцию. Решение мотивируется тем, что чистая прибыль по РСБУ в 2006-м составила 28,2 млн руб. Портфель заказов фирмы сформирован на длительный период. В нем - суда для Федеральной таможенной службы (стоимость судна - 12 млн руб.), скоростные корабли и катера для охраны морских границ, гражданские суда и яхты.

В июле 2007 года подписан контракт на строительство буксира для аварийной службы по ликвидации разливов нефтепродуктов в Петербурге. Продолжается строительство двух кораблей `Буян`для ВМФ РФ, корабля `Светляк` для российских пограничников, малого таможенного судна для ФТС РФ и 4 скоростных катеров для МЧС Азербайджана.



Борьба за капитализацию



По данным экспертов, портфель заказов `Севмаша` сформирован до 2009 года и превышает $600 млн. Однако на его финансовом состоянии отразились проблемы, связанные с выполнением заказа на переоборудование крейсера `Адмирал Горшков` в авианосец по заказу ВМФ Индии. Сроки его реализации оказались сорванными, как предполагают, из-за неточностей в дефектации корабля. В результате объем работ оказался занижен, и средств, выделенных при подписании контракта, который оценили в $2-2,5 млрд, не хватило.

Косвенно это ударило и по партнерам `Севмаша`. В первую очередь, по `Балтийскому заводу`, где изготовляли котлы для крейсера `Адмирал Горшков` (стоимость контракта около $20 млн). Это произошло на фоне известий о проекте создания объединенной верфи: для переноса мощностей завода на территорию `Северной верфи` необходимы солидные средства. Пока их ищут, работа завода может быть приостановлена для освобождения территории под застройку элитным жильем. Поэтому акции завода пошли вниз, а эксперты стали рекомендовать их продавать.

Акции второго заметного эмитента на региональном рынке ценных бумаг - `Северной верфи` - брокеры советуют пока придержать из-за неопределенных перспектив развития предприятия и высокой долговой нагрузки.

В последнее время в поле зрения финансовых аналитиков попало ООО `Звездочка Инжиниринг`: интерес к нему связан с недавним известием о передаче компанией Kimek Offshore AS своей доли акций этой компании в собственность группы Aker Kvaerner. Это открывает дополнительные возможности для кооперации с финскими судостроителями в сфере гражданского судостроения и строительстве спецтехники для нефтегазовой промышленности. Других известий о подвижках в проникновении иностранного капитала пока нет.

Все это показывает, насколько сложным окажется реализация планов по преодолению негативных тенденций в судостроении, увеличению капитализации активов и выводу предприятий на рынок публичных заимствований, которые пытаются реализовать в Правительстве РФ. Набрать сопоставимые обороты по выручке с ведущими мировыми верфями по гражданской продукции в ближайшие 5 лет не получится.



Мнения специалистов



Евгений Лукьянов,

первый заместитель полпреда Президента РФ в СЗФО:

- Сегодня судьба `Балтийского завода` вызывает беспокойство. Надо, в первую очередь, понять экономическую подоплеку его реорганизации. С чем она связана: с внутренней конкуренцией среди судостроителей? с интересами собственника? или в этом заинтересовано государство? Когда речь идет об общенациональных задачах в судостроении, предприниматели должны понимать, что извлечение прибыли - не всегда та цель, которая оправдывает средства.



Артур Чилингаров,

заместитель председателя Госдумы РФ:

- Государство во многом потеряло контроль над процессами, которые происходят в судостроении. В отрасли далеко не все благополучно: в ряде случаев предприятию оказывается выгоднее ликвидировать и освободить площадку под жилую застройку или реализацию коммерческих проектов. Причем тогда начинается вывод активов с заводов еще до того, как государство успеет принять соответствующие решения. Речь идет не только о потере рабочих мест, но и об угрозе утратить Россией завоеванные ранее позиции в стратегических отраслях промышленности.



Олег Мазунов,

гендиректор Мурманского судоремонтного завода морского флота:

- Многие судостроительные заводы находятся в трудном, но не безнадежном состоянии. Некоторые пытаются решить свои проблемы, шантажируя государство. МСЗ МФ по-своему уникальное предприятие: нигде, кроме него в России, не ремонтируют атомные ледоколы. Но уникальность - не повод диктовать свои условия государству.



Дмитрий Дмитриенко,

замруководителя Федерального агентства морского и речного транспорта:

- Объем закупок российских судовладельцев за рубежом оценивают примерно в $1 млрд ежегодно. Их сложно заставить размещать заказы на верфях РФ. Надо создать условия для этого. Речь идет о совершенствовании системы госзаказов. Например, 32 года в РФ строили дизель-электроходные ледоколы за рубежом. Сегодня заказы на них разместили в ОАО `Балтийский завод`. Стоимость контракта -

5 млрд руб.

Другая мера - создание Российского международного реестра судов: Правительство РФ освободило от ввозной таможенной пошлины суда, которые пожелают зарегистрироваться в нем.





Другие материалы рубрики
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
30.11.23Лекарство от экономического пессимизма
В первые годы рыночных реформ Петербург потерял сотни предприятий — об этом, как и о причинах случившегося, говорят и пишут уже больше двух десятков лет. Куда меньше известно, что за это же время в городе появились сотни новых российских компаний, причем многие были созданы буквально с нуля, с чистого листа, а сейчас имеют миллиардные обороты и входят во всевозможные «топы».
28.02.19Что имеем — не храним?
22.09.08Столичное шоу из Вологды
В Выставочном зале правительства Москвы прошла выставка-ярмарка `Вологодский продукт в Москве`. Она была организована департаментом продовольственных ресурсов, торговли и услуг Вологодской области
22.09.08Много молока не бывает
В течение пяти лет объемы производства молока в Ленинградской области должны вырасти на 30%, чтобы обеспечить потребности Петербурга и области
22.09.08Хороший климат дает результаты
Индекс промышленного производства в Псковской области превысил средней показатель по СЗФО
22.09.08`Петмол` отметил новоселье
14.04.08Новости промышленности
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru