Примечательно, что оба эти шедевра - архитектурный и живописный - были закончены почти одновременно. `Явление Христа народу` - в 1857 году, Исаакиевский собор - в 1858-м. На Исаакий можно посмотреть в любой день, находясь в Петербурге. Чтобы увидеть творения художника, надо поспешить в Русский музей, в котором открылась юбилейная выставка, посвященная Александру Иванову.
Правда, на ней нет той огромной итоговой картины мастера, находящейся в Государственной Третьяковской галерее, - картины, которую из-за ее гигантских размеров практически невозможно вывезти из Лаврушинского переулка, но, может быть, это и к лучшему.
По мнению Ивана Сергеевича Тургенева, впервые увидевшего картину в Риме, в ней `колорит вообще сух и резок, нет единства, нет воздуха на первом плане`. Однако писатель признает, что `Явление Христа народу` `по глубине мысли, по силе выражения, по правде и строгости исполнения вещь первоклассная` и что `картина произведет большое впечатление`.
Каждый вправе соглашаться или не соглашаться с великим писателем, но экспозиция в Русском музее без итогового ивановского `Явления` позволяет проследить практически весь творческий путь Иванова, с его поисками и находками, которые были использованы им в его главном произведении.
Экспозиция открывается картинами, в которых Иванов начинает свой путь к главной теме.
`...как часто случается с людьми глубоко аскетической природы, искушения и сомнения жили у него рядом со всеми верованиями его. Он никогда не выходил из тревог совести. Можно даже сказать про этого замечательного человека, что все самые горячие попытки его выразить на деле в творчестве свои верования и убеждения рождались у него так же точно из мучительной потребности подавить во что бы то ни стало волновавшие его сомнения`. Так писал в середине позапрошлого века Павел Анненков - писатель-мемуарист.
В связи с ивановской потребностью `подавить волновавшие его сомнения` интересно увидеть в этом зале не бросающийся в глаза портрет Мессии с лицом Николая Васильевича Гоголя. Объяснения выбора героя для лика Мессии объясняет тот же Анненков: Иванов `с радостию и благодарностию опирался на Гоголя при возникающих беспрестанно затруднениях своей мысли...`.
Буквально светом изнутри, который излучают ивановские мальчики, озарен второй зал, отведенный под эту выставку. Из него посетитель попадает в небольшой закуток, озаренный светом библейских эскизов (с использованием современной светотехники), которые Иванов создавал для задуманного `особого храма`, посвященного Спасителю, храма, который должен был создать его брат, архитектор Сергей Иванов.
Наконец, третий зал - это, собственно, история создания `Явления Христа народу`. Внимательный посетитель заметит, что практически под всеми картинами стоят две даты: 1833-1857.
По словам заместителя директора ГРМ Евгении Петровой, это объясняется тем, что невозможно точно датировать вещи, которые Иванов писал для `Явления...`, поэтому все они отнесены к времени, в которое Иванов создавал главную картину своей жизни. Такой объемной выставки А. Иванова не было в Русском музее с 1956 года, когда отмечали 150-летие со дня рождения художника.
Создание такой емкой экспозиции стало возможным благодаря тому, что работы Иванова сосредоточены в двух крупнейших музеях нашей страны - Третьяковской галерее и Русском музее. Александр Андреевич при жизни не продавал своих работ, он, по словам куратора выставки Григория Голдовского, `работал на будущее`.
Работы великого русского художника сохранили для настоящего и будущего его брат Сергей Иванов и друг Михаил Боткин, у которого провел последние свои дни в Петербурге Александр Иванов.
|