Полпред Илья Клебанов отметил, что железнодорожную инфраструктуру предстоит интегрировать в общую модель развития транспортной системы округа. При этом стальным магистралям отводится системообразующая роль в экономике и в социальной сфере Северо-Запада.
Президент ОАО `РЖД` Владимир Якунин пояснил, что железнодорожная стратегия в СЗФО - это часть глобальной программы развития отрасли. Причем в ней на путевое хозяйство планируется направить 7,9-10,2 трлн руб., что составит 60% от всех инвестиций ОАО `РЖД` в модернизацию сети стальных магистралей.
Впервые за последние годы железнодорожники заявили о необходимости не только замены оборудования на существующих сетях, но и о строительстве ряда новых линий, в том числе на Северо-Западе - участков Карпогоры - Вендинга, Сыктывкар - Пермь (Григорьевская).
Замминистра транспорта РФ Александр Мишарин обратил внимание на то, что в стратегических проектах железнодорожников намечено участие государства: около 15% всех инвестиций поступит из федерального бюджета, еще 7% - от субъектов РФ. Кроме того, 10-12% должны вложить частные инвесторы. В целом проект стратегического развития железных дорог на Северо-Западе оценивается в 1 трлн руб. Планируется построить 1,5 тыс. км новых линий и 2,5 тыс. км вторых путей.
Начальник Октябрьской железной дороги (ОЖД) Виктор Степов уточнил, что уже сегодня отраслевые инвестиции в развитие инфраструктуры заметно увеличены. Например, в I полугодии 2007-го они превысили 82 млрд руб. Из них ОЖД только на ремонт путей выделили более 2 млрд руб.
Все крупные инвестпроекты железнодорожников в округе нацелены на конечный результат и должны окупаться. Поэтому модернизация инфраструктуры тесно связана с объемами грузопотоков. Средства направят в первую очередь на ликвидацию узких мест.
Планируется электрифицировать участки Гатчина - Веймарн - Усть-Луга, Обозерская - Архангельск, Будогощь - Ярославль и дополнительно развивать Вологодский и Череповецкий железнодорожные узлы, станции Беломорск и Бабаево. Ряд проектов намечено осуществлять вместе с представителями бизнеса.
Особо выделена задача организации высокоскоростного пассажирского сообщения между Москвой и Петербургом. В. Якунин пообещал, что в 2009 году время поездки составит около 3,5 часов, а в 2012-2014 гг. после создания высокоскоростной магистрали оно сократится до 2-2,5 часа.
Первый вице-премьер Правительства РФ Сергей Иванов сказал, что тут региональные и федеральные интересы полностью совпадают. Нужен надежный транспортный мост, который бы связывал два мегаполиса. Такие услуги может предоставить только железная дорога.
Высокоскоростные поезда, считает С. Иванов, вытеснят авиасообщение между Москвой и Петербургом. А вот по исследованиям авиакомпаний, рельсы притягивают те пассажиропотоки, которые перемещаются из центра города на Неве в центр столицы. Но когда требуется попасть на окраины Москвы, люди нередко предпочитают самолеты, выбирая ближайший к конечной точке пути столичный аэропорт.
Железнодорожное пассажирское сообщение важно. Но не следует считать программы развития авиаперевозок между Москвой и Петербургом чем-то второстепенным.
|