Ленинградскому поэту Александру Гитовичу принадлежат такие строки `из китайского`:
Иди дорогою любви по жизненному кругу.
И не назло врагу живи. Живи на радость другу!
В нашем случае слово `круг` надо бы взять в кавычки, поскольку хочется отнести это четверостишие к объединению `Круг художников`, замкнутость которого определяется шестью годами его существования - с 1926-го по 1932-й.
`Дорога любви` в данном контексте будет простираться в нескольких залах корпуса Бенуа Русского музея, в котором развернута выставка, посвященная этому объединению художников.
`Круг художников` - характерное явление своего времени, когда творческие люди, приверженные к определенному стилю и манере, объединялись в различные сообщества и содружества. Что выделяло `Круг художников` от остальных объединений живописцев, так это редкостное совмещение творческой и общественной активности. Оставаясь самими собой, члены объединения обсуждали работы друг друга, просматривали эскизы будущих картин.
Всем выставкам предшествовал обзор качеств выставленных вещей. Картина должна была быть доведена `до высоты классической вещи` - это было решение правления `Круга`, и нередко доведением работ до совершенства занимался самый авторитетный человек в `Круге художников` Вячеслав Пакулин, один из создателей этого объединения.
Откуда же взялись эти коллективисты?
В марте 1926 года 18 студентов-выпускников ВХУТЕИНа объявили о `невозможности участия в существующих в Ленинграде художественных обществах` из-за негативного отношению к существующему в них `подчеркнутому индивидуализму, поверхностному этюдизму и литературщине`.
Программный характер `Круга` носила пакулинская `Жница`, показанная на первой же выставке в Русском музее в 1927 году. На обороте холста В. Пакулин поместил текст, поясняющий поставленную им цель, - создание символического образа, заставляющее отказаться от конкретности в изображении модели.
`Жницей` фактически открывается и эта выставка `Объединение `Круг художников`. 1926-1932", на которой собрано более 150 работ художников. Эта выставка, кропотливо собранная специалистами ГРМ из коллекций нескольких музеев и частных собраний, - возвращение к жизни огромного пласта культурной жизни Ленинграда.
|