`Черный квадрат может нарисовать на холсте любой человек, даже не художник. Значит ли это, что картина перестала быть чем-то значительным и важным? Нет, это означает только, что значительное и важное находится не в самой картине, а в поле между картиной и зрителем`. С этими словами художника Виктора Пивоварова - участника выставки `Приключения `Черного квадрата`, открывшейся в корпусе Бенуа Русского музея, вполне можно согласиться.
Самое `значительное и важное` - атмосфера, в которой все происходит; атмосфера, заданная скандально известным произведением Казимира Малевича, потому что, по словам куратора выставки Ирины Карасик, `с `Черным квадратом` играют, его отрицают, перед ним преклоняются`.
Отрицающие всякую ценность этого полотна на эту выставку не придут, преклоняющимся ничего объяснять не надо, пусть для них он остается иконой. А вот играющим... Пожалуй, этой части публики, зараженной азартом творческих исканий, выставка покажется самой привлекательной. Ведь сколько копий сломано об этот квадрат? Что это - плевок или шутка гения, приговор искусству или проверка гармонии алгеброй? В смысле - геометрией...
Как бы то ни было, приобщаться к тайне `Черного квадрата` живописцы начали в 1920-е годы. Первую `копию` сделал ученик Малевича - Николай Суетин, что неудивительно. Ну а потом пошло-поехало. Над Малевичем стали буквально издеваться. Так же, как он в свое время издевался над Моной Лизой Леонардо да Винчи.
Отделить в этом соревновании издевок зерна - `цитаты`, свидетельствующие об уважении к квадрату Малевича, от плевел - невозможно. И в этом - тоже загадка, которая позволяет говорить о приключениях `Черного квадрата`.
Вот, скажите, как расценивать скульптуру Леонида Сокова, изображающую Льва Толстого, внимательно рассматривающего `Черный квадрат` на мольберте?
Во-первых, `Черный квадрат` был создан через пять лет после смерти Толстого; во-вторых, памятуя о том, как остро негативно воспринимал великий писатель и моралист на старости лет изыски тогдашних искателей новых форм в искусстве, не приходится сомневаться в брани, которую обрушил бы Лев Николаевич на Казимира Севериновича. А тут - нет. Благообразный старик, опершись на посох, ищет философию черной геометрической фигуры в белом обрамлении!
Или взять работы Вагрича Бахчаняна. Харьковчанин, проживающий ныне в США, перенес малевичевский квадрат на знаменитые классические холсты, заменив им главных персонажей. На ивановской картине `Явление Христа народу` вместо Мессии изображен черный квадрат. Он же заменяет на суриковском полотне боярыню Морозову. Ну чем не иллюстрация к словам Ирины Карасик о преклонении и отрицании?
Разгадывание тайн `Черного квадрата` - интереснейшее занятие на выставке, название которой оправдало себя еще до ее открытия.
Когда экспонаты везли в корпус Бенуа, некоторые из них испытали настоящие приключения. При разгрузке огромный черный куб упал в канал Грибоедова. Его, конечно, достали и повесили под потолок не в залах, в которых организована выставка, а на руке скульптуры Степана Коненкова `Освобожденный труд`. Должно быть, просушить. Но, видимо, куб так неожиданно пришелся к месту, что там и остался.
Впрочем, последнее - только версия. Хотите разгадывать загадки `Черного квадрата` - пожалуйте в Русский музей!
|