Такие программы, предполагающие участие туристов в праздниках, фестивалях, соревнованиях, походах, - относительно новый формат для российского турпродукта. В Великом Новгороде с ним экспериментируют уже не первый год, и результаты впечатляют.
По данным начальника управления по зарубежным связям и туризму администрации Великого Новгорода Исака Фрейдмана, темпы развития туризма в области сравнимы с ростом в нефте- и газодобывающей отраслях: более 20% в год. По итогам 2006-го около половины из 240 тысяч побывавших в Новгородской области гостей приезжали не только полюбоваться красотой города, но и активно отдохнуть.
Сегодня брэнд Великий Новгород ассоциируется не только с самим городом, но и с другими территориями области: Валдаем и Валдайским национальным природным заповедником (экологический туризм), Старорусским курортом с его уникальными минеральными водами и лечебными грязями (рекреационный туризм), Мстинскими порогами в Боровичском районе (сплавы по реке), активно продвигаемыми на российский и зарубежный туристский рынок.
Надо заметить, что само продвижение качественно изменилось. `Мы перешли от презентации туристических ресурсов к презентации сформированных турпроектов, рассчитанных на разные категории потребителей. При этом сами проекты ориентированы на все сезоны, включая традиционно низкий осенне-зимний`, - комментирует И. Фрейдман.
На формирование привлекательного имиджа новгородского турпродукта работают крупнейшие профессиональные выставки, в которых область активно участвует, а также десятки специализированных печатных и Интернет-изданий. Информацию для этих изданий формирует Новгородский туристский офис `Красная изба`, некоммерческое партнерство, объединяющее около 20 участников.
В 2006 году благодаря сотрудничеству с рекламно-информационным агентством `Ленинград` в городе впервые вышел бесплатный официальный путеводитель по Великому Новгороду, включающий полную информацию о достопримечательностях и инфраструктуре города. Как отметила заместитель директора офиса Оксана Чернега, новое издание, оказавшееся даже более востребованным, чем ожидалось, будет выходить дважды в год, `весенне-летним` и `осенне-зимним` выпуском. Кроме того, в этом году намечено издать подробную карту Новгородской области, где наряду с традиционной информацией впервые будут обозначены территории бывших дворянских усадеб и археологического наследия, частные музеи, турбазы и, конечно, места интерактивного отдыха.
Одно из таких мест - на берегу озера Ильмень близ деревни Курицко - стало площадкой фольклорного праздника `Новгородской Купалье`, проводимого новгородским театром `Кудесы` и одного из самых любимых туристами. В этом году желающих искупаться в водах `Словенского моря`, как в старину называли озеро, попрыгать через очистительные костры, поучаствовать в традиционной русской трапезе оказалось больше, чем ожидалось. Вместо предполагаемых 150-200 участников на празднике побывало около 400 гостей.
`Это тот самый пример, когда познавательный туризм логично трансформируется в интерактивную событийную программу, передающую русскую самобытность, за которой, собственно, и едут в Великий Новгород`, - отметила О. Чернега.
Именно таких программ, живых и самобытных, ожидает турист, посещающий Великий Новгород. Ольга Конюхова, директор специализирующейся на интерактиве новгородской фирмы `Аркада`, среди самым востребованных отмечает гулянья на Рождество, Масленицу, Пасху, Троицу. Площадок для их проведения в городе достаточно. А вот мест в гостиницах в сезон наплыва гостей пока недостаточно.
Сегодня в области 4 тыс. гостиничных мест. Учитывая темпы развития туризма в регионе, этого явно мало. Поэтому будущее, считают в городе, - за частными мини-гостиницами. Пока в Великом Новгороде нет ни одного подобного отеля.
`Сегодня нам понятно, как и что надо сделать, чтобы привлечь туриста в город. Единственный и главный, пожалуй, вопрос - откуда брать деньги. Пока инвестиции в эту отрасль местной экономики крайне скудны`, - сказал И. Фрейдман.
|