Предполагается, что к 2010 году число туристов, посещающих Петербург, достигнет 10 млн человек, а число гостиничных номеров увеличится вдвое (до 34 тысяч). Однако уже сейчас объекты размещения, кроме прочих, сталкиваются и с проблемой дефицита персонала.
Один к трем
По мнению президента Национальной академии туризма Тамары Власовой, планы привлечения в город на Неве такого количества туристов реальны, но без действенных мер в кадровой сфере могут так и остаться невыполненными.
Она считает, что для обслуживания гостиничного сектора Петербурга в ближайшем будущем потребуется до 15 тысяч специалистов. Ведь чем выше класс отеля, тем больше сотрудников в нем должно быть: по международным стандартам, в гостиницах уровня 5* на одного гостя может приходиться до трех человек обслуживающего персонала, да и в отелях среднего класса это соотношение составляет один к одному.
- Кадровые проблемы действительно существуют, - комментирует ситуацию директор по персоналу открывшегося в 2005 году отеля `Амбассадор` Светлана Федосцева. - Трудно найти, например, специалистов по вентиляции, отоплению и кондиционированию. Но особенно сложно подобрать официантов. Настоящих специалистов очень мало: в основном это студенты, которые не заинтересованы в освоении нюансов профессии и рассматривают такую занятость как временную работу. Поэтому, учитывая реалии рынка труда, стараемся принимать людей без опыта и даем им возможность развиваться, профессионально расти.
Дефицит наступает по всем позициям
Ситуация характеризуется тем, что гостиницам недостает специалистов по всем кадровым позициям. От горничных до топ-менеджеров. При этом многие аналитики склонны видеть причину не только в дефиците свободных рабочих рук, но и в высокой текучести кадров, достигающей 30%.
По данным рекрутинговой компании AVANTA Personnel, более 70% молодых специалистов уходят из отельного бизнеса уже после первого года работы, не выдержав испытаний невысокой зарплатой, а также нагрузками и стрессами, свойственными работе с клиентами гостиниц.
Что касается топ-менеджеров, то их попросту не хватает: новым отелям нередко приходится переманивать управленцев из уже действующих.
По мнению генерального директора управляющей компании `Туррис` Сергея Торопынина, чаще всего не хватает обслуживающего персонала - горничных, работников кухни и ресторанов. Причиной появления вакансий в большинстве случаев становится низкая зарплата: для таких должностей она в среднем составляет 10-12 тыс. руб., и хотя ежегодно растет на 15-20%, все же заметно отстает от уровня заработной платы в других сферах экономики.
При этом С. Торопынин уверен, что есть насущная необходимость в организации корпоративных учебных центров, способных готовить специалистов для конкретных объектов размещения. Особенно это касается загородных пансионатов и центров отдыха, находящихся вдали от Петербурга.
- Дефицит персонала в загородных пансионатах вызван отсутствием на местах работников нужной квалификации, - соглашается руководитель пансионата `Райвола` Вячеслав Парфенов. - Поэтому мы вынуждены привлекать к обслуживанию гостей иногородних и иностранцев, предоставляя им благоустроенное общежитие. А для того чтобы условия труда в `Райволе` устраивали и петербуржцев, используем режим работы два через два и намерены приобрести даже автобус для их доставки в Рощино.
Растет и конкуренция со смежными сферами. `Отельные` официанты, к примеру, востребованы в многочисленных ресторанах и кафе Петербурга, а специалистов из службы приема и размещения часто приглашают на административные должности в крупные компании другого профиля. И в том и в другом случае `перебежчики` нередко заметно выигрывают в заработной плате при одновременном снижении планки требований.
В поисках лучшей доли
Но трудности с подбором кадров вызваны не только отсутствием среди соискателей нужных людей. Справедливо возникает вопрос: `Куда же исчезают молодые специалисты, которых выпускают существующие профильные учебные заведения?` Впрочем, ответ на него есть.
- Качество подготовки в таких вузах нас не всегда устраивает, - констатирует Светлана Федосцева. - Уровень квалификации их выпускников нередко далек от требуемых сегодня стандартов обслуживания в ресторанной и гостиничной сферах. Им зачастую не хватает, к примеру, практического опыта и достаточного знания иностранных языков.
Руководители специализированных образовательных учреждений, в свою очередь, сетуют на то, что бизнес неохотно принимает на практику студентов, а если их и берут, то ответственные участки работы не доверяют. В результате молодые люди нередко теряют интерес к профессии и ищут лучшей доли в других отраслях.
Остается одно: договориться и готовить молодых профессионалов по тем стандартам, которые уже есть. Однако сделать это сейчас без помощи бизнеса вряд ли возможно, поскольку вузы часто не имеют необходимых материально-технической базы, современных технологий и методик.
|