Как только в Литве договорились об участии в проекте нефтепровода Одесса - Броды - Плоцк - Гданьск, по которому предполагается доставлять нефть из бассейна Каспийского моря в Западную и Центральную Европу, так сразу же в странах Балтии появился повод для новых атак на Северо-Европейский газопровод (СЕГ).
Пока речь идет только о прокладке трубы до польского порта Гданьск. Однако в дальнейшем не исключен вариант строительства дополнительного участка до порта Клайпеда и нефтеперерабатывающего завода в Мажейкяе. Ведь в проекте намерено участвовать АО `Клайпедос нафта`. Сейчас оно расщедрилось лишь на символические инвестиции в польское предприятие `Сарматиа`, которое будет отвечать за проект нефтепровода в соседней стране.
По сути, оплачивается исследование эффективности вложения средств в строительство. Но в перспективе не исключено подключение солидных финансовых ресурсов. Все будет зависеть от нюансов реализации проекта. При удачном стечении обстоятельств в Литве собираются составить конкуренцию порту Приморск. Ведь каспийская нефть, поставляемая в Европу, может оказаться дешевле российской.
АО `Мажейкю нафта` в 2006 году было куплено польским концерном `ПКН Орлен`. Эксперты предполагают, что в 2007-м он намерен приобрести и АО `Клайпедос нафта`.
На днях министр транспорта РФ Игорь Левитин заявил, что Россия будет экспортировать стратегические товары, в том числе энергоносители, только через отечественные порты. Таким образом, развеяны всякие надежды на возобновление перекачки нефти через Литву. Речь идет и о планомерном сокращении ее экспорта через Эстонию, хотя ранее на этом направлении прокачивали до 25 млн тонн нефтепродуктов ежегодно.
Игорь Левитин объяснил такое решение высокими рисками при экспорте энергоносителей на европейский рынок, а также увеличением мощностей российских портов на Балтике.
В тот же день появилось сообщение о том, что возмущенные поведением России страны Балтии попросили Еврокомиссию изменить маршрут СЕГ. Предпринята отчаянная попытка вместо морского участка трубы, который должен связать Россию и Германию, построить сухопутную трассу. Аргументы, по-видимому, собирали наспех, потому что ничего нового инициаторы петиции придумать не смогли. Главный из этих аргументов - прежний: опасность потревожить на дне моря химическое оружие, захороненное в годы Второй мировой войны. Такой аргумент выглядит, мягко говоря, неубедительным: кому, как не Германии и России, лучше знать, где и что из старых боеприпасов захоронено?
Все понимают, что вопрос в другом: в странах Балтии хотят получить свою долю за экспорт российских энергоносителей. Но эта маржа в таком случае войдет в цену продукции на европейском рынке. А кому из европейских покупателей хочется переплачивать за нефть и газ?
|