Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Ценовой скачок нервирует покупателя - ЭиВ N 28 (663)
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК
Ценовой скачок нервирует покупателя
No. 28 (663) 30.07.2007
Андрей ЛАЗАРЕВ
Зерновые трейдеры пытаются разрушить сложившийся баланс спроса и предложения на российском продовольственном рынке. А государство вновь оказалось не готово к подобным спекуляциям
Повторяется та же тенденция, которая сложилась в 2000 году, критическом для хлебного рынка России. Тогда из-за непогоды рынок отбросило на несколько лет назад.

В 2000 году сложилась угроза опустошения закромов на внутреннем рынке, но при этом зерно продолжало активно уходить за рубеж, потому что трейдерам было выгоднее продавать его на экспорт. Все это спровоцировало рывок цен на продовольствие на внутреннем рынке: сработали цепочки ажиотажного спроса. И сейчас разворачиваются те же процессы.

После кризиса начала 2000-х в РФ долго спорили о том, как государство должно регулировать зерновой рынок, чтобы в дальнейшем избежать подобных ситуаций. Тогда стало очевидным: оптовые цены на зерно, на изделия хлебопеков, мясо-молочную продукцию и яйцо связаны между собой лишь косвенно.

Если, например, цену буханки хлеба напрямую привязать к стоимости зерна на мировом рынке, то в магазине хлеб будет в разные сезоны года то дорожать, то дешеветь. Но такого не происходит.

Во-вторых, в цене хлеба на прилавке доля стоимости зерна не превышает, как правило, четверти от всех затрат на его изготовление. Были периоды, когда зерно дешевело, а батоны - дорожали, потому что, скажем, подскакивали цены на энергоносители.

Еще сложнее установить взаимосвязь между ценами на зерно и на мясо. Здесь уже давно действует ограничитель: мировые цены на мясо. У отечественных производителей найдется тысяча причин, чтобы оправдать свои чудовищные затраты при его производстве и поднять цены на свою продукцию. Но тогда автоматически на рынке появится больше импортного мяса.

Так, если говядина стоит более 200 руб. за килограмм, то ее выгодно привозить не только в виде `заморозки`, допустим, из Бразилии, но и в охлажденном состоянии из Финляндии. И такое мясо уже появляется на петербургских прилавках. Если на птицефабриках Ленобласти полагают, что могут вздувать цены на куриное яйцо и дальше, то на Северо-Западе РФ появится аналогичная продукция из Скандинавских стран.

Это, кстати, хорошо понимают фермеры в других российских регионах, поставляющие в Петербург яйцо по цене едва ли не вдвое ниже при сопоставимом качестве, чем некоторые крупные хозяйства Ленобласти. И это естественно: спрос на эту продукцию сейчас заметно уступает предложению.

В целом рынок продовольствия в Петербурге - рынок покупателя, а не продавца. Он вытерпит лишь строго дозированный темп роста цен. Если он превышен, то спрос падает. А вслед за этим - обороты магазинов.

Встает вопрос: кому разоряться - или части сетевых магазинов, или отдельным поставщикам отечественного продовольствия? Каким бы ни был ответ на него, все равно это предвестник угрозы продовольственного кризиса. Кризиса, которого вполне можно избежать, если бы государство всерьез взялось регулировать продуктовый рынок.

Уже не впервые наиболее болезненные ситуации на нем провоцируют зерновые трейдеры. И после аналогичного кризиса в 2000 году эксперты предложили пакет мер, которые позволили бы держать трейдеров в узде. В частности, речь шла об увеличении объемов госзакупок зерна (при временном сокращении его предложения в частном секторе это позволяет проводить госинтервенции), о гибкой шкале таможенных пошлин на зерно в зависимости от величины прогнозируемого урожая (с их помощью можно вовремя ограничить экспорт зерна при неурожае и, наоборот, - стимулировать его при избытке предложения на внутреннем рынке, чтобы не заставлять фермеров сокращать посевы). Предлагались также меры по увеличению информационной прозрачности рынка, оптимизации бюджетного финансирования и кредитования зернопроизводителей, по совершенствованию инфраструктуры сбыта зерна...

В 2005-2006 гг. в ряде министерств чиновники отрапортовали: механизмы госрегулирования зернового рынка создаются, и часть из них уже работает, что позволяет обеспечить его развитие. Настолько стабильное, что Россия вступает в новый этап: из импортера превращается в мирового экспортера зерна и сельскохозпродуктов. И даже в связи с этим появились планы строительства на Балтике крупных национальных портовых терминалов для экспорта зерна. Но инвесторам, правда, хватило ума прислушаться к мнениям экспертов, которые посоветовали им воздержаться от реализации подобных проектов.

Сегодня мы видим: до стабильности зернового рынка России еще далеко.



Справка



Согласно исследованию швейцарского банка UBS рижане могут купить 1 кг хлеба, проработав столько же, сколько таллинцы, - 24 минуты.

Средний уровень европейских столиц составляет 22 минуты. В Литве - 18 минут.

Меньше всего за кило хлеба надо работать в Лондоне и Дублине - 5 и 7 минут соответственно.

В России, где средняя цена 1 кг хлеба 26 руб., чтобы его приобрести, в июне 2007 года надо было работать 18 минут. Здесь мы пока выглядим лучше среднего европейского уровня.
Другие материалы рубрики
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК
29.12.08Презент тому, у кого все есть
Деловому партнеру лучше подарить что-нибудь бесполезное...
29.12.08Новогодний дисконт
29.12.08Крепкие поправки к прошлогодним традициям
Впервые за последние годы россияне стали меньше употреблять крепких алкогольных напитков
29.12.08В сетях неплатежей
29.12.08«Карманный» друг в подарок
29.12.08Панельные горизонты
Каким будет компьютер ближайшего будущего? Большинство экспертов сходятся в одном: скорее всего – сенсорная панель
29.12.08«Хоббиты» среди ноутбуков
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru