Популярность Ice Tea эксперты объясняют просто: потребительские предпочтения смещаются в сторону здоровых продуктов, а холодный чай содержит натуральные, понятные, знакомые компоненты, кроме того, он без газа, поэтому и воспринимается как полезный.
Именно по этой причине пока еще относительно новый сегмент Ice Tea так привлекателен и для отечественных производителей безалкогольных напитков и соков, освоивших Ice Tea, которые могут предлагать его конечному потребителю по удобной для обеих сторон цене.
Айс! Не айс...
И если еще несколько лет назад новый продукт сразу выводился на рынок как премиальный, что не могло не отпугнуть покупателей, то сегодня большинство производителей позиционируют свою продукцию в среднеценовом сегменте, то есть как доступную для всех.
Пока рынок Ice Tea только развивается в России, поэтому производители выпускают ограниченный ассортимент вкусов, ориентируясь на традиционный черный чай с лимоном, зеленые чаи с добавками.
Такой `тайм-аут` берется для того, чтобы продвинуть Ice Tea как продукт, а уже потом расширить и продуктовую линейку на основе мониторинга потребительских предпочтений. Особенно этот подход справедлив для тех, кто только выходит на рынок. Но уже сегодня в продаже появляются чаи с экзотическими вкусами, добавками: маракуйя, матэ, белый чай, чай каркаде.
Маркетологи подчеркивают, что среди полезных и здоровых напитков в России лучше всего развивается сегмент Ice Tea, и если бы для него не была характерна сезонность (пик - с апреля по август), то продукт смог бы стать рекордсменом продаж.
Ice Tea подружил всех
Сегмент Ice Tea уникален и для производителя, и для потребителя тем, что позволяет придумывать и выводить на рынок огромное количество вариаций и сочетаний чаев и добавок. Например, обычный чай, который мы пьем в горячем виде, содержит кофеин; Ice Tea может быть без него или быть травяным, фруктовым.
Учитывая историю развития сегмента Ice Tea в ЕС, эксперты полагают, что особенно зеленые чаи станут основой для производства новых вкусов Ice Tea. Кроме того, в России сам по себе зеленый чай воспринимается потребителем как более полезный; известно, что в восточных странах его пьют даже горячим для лучшего утоления жажды.
Производители предлагают различные добавки, которые не только улучшают вкус, но и делают продукт в глазах потребителя еще полезнее: натуральные сок, экстракты лекарственных растений.
Единственное отличие от американо-европейской традиции в части потребительских предпочтений в том, что россияне пока не настаивают на снижении содержания сахара в продукте. Но и этот этап уже не за горами, говорят маркетологи: российский рынок холодного чая будет развиваться по обкатанному сценарию.
Выбор - за потребителем
Российский рынок холодных чаев развивается бурно: маркетологи оценивают его ежегодный прирост в среднем 48-50%, а в 2006 году показатели роста даже превзошли ожидания экспертов примерно на 20%. В 2007-м рынок будет продолжать расти столь же высокими темпами.
В последующие годы емкость рынка в натуральном выражении увеличится еще в 2 раза, а к 2009-2010 гг. рынок Ice Tea перейдет в стадию насыщения. Эксперты называют и более ранние сроки, мотивируя это тем, что основные игроки рынка уже определены.
Наиболее популярные вкусы Ice Tea в России - черный чай с лимоном, с лесными ягодами, с персиком, зеленый чай с жасмином, в ПЭТ-упаковке емкостью 0,33-0,5 литра. По различным оценкам, доля рынка Ice Tea в России составляет от 4,5% до 6%.
|