Она считает, что сложностей во включении в единый федеральный реестр у туроператоров не возникает. Подготовленный пакет документов рассматривают в Федеральном агентстве по туризму в рамках установленного законом 5-дневного срока. По ряду причин возможны и отказы, но это не значит, что фирма теряет возможность быть зарегистрированной в реестре: надо лишь учесть все недостатки и подать документы снова. Те же туроператоры, которые не вошли в реестр, с 1 июня не имеют права осуществлять свою деятельность. Что касается размера страховых тарифов, то сегодня для выездного туризма они составляют 1-1,4%, для внутреннего - до 4%, и, скорее всего, будут постепенно расти.
- Изменения в законодательстве защищают туриста от недобросовестности фирмы, но не действуют в обратном порядке, - считает Г. Дроздова. - Потому случаи (как с ОСАГО), когда люди будут пытаться получить возмещение обманным путем, не исключены. Тем более что суд, как правило, принимает на веру утверждения туриста, в то время как от компаний требует документальных доказательств.
Что является главным при оформлении договора с туристом? Во-первых, правильность личных данных туриста. Во-вторых, его предмет. В частности, такие существенные условия, как категория отеля и его удаленность от моря. В-третьих, порядок предъявления претензий: в нем обязательно должны быть записаны адреса, телефоны, e-mail компаний и людей, к которым человек, при необходимости, должен обратиться. При этом указываются контакты как на месте, за рубежом, так и данные туроператора и продавца путевки.
Важно и то, что покупатель должен быть максимально проинформирован об уровне и качестве услуг того объекта размещения, куда он направляется. В свою очередь, в случае претензий, турист обязан сообщить об этом туроператору, а если их причина не будет устранена, постараться собрать свидетельства нарушений. Как показывает практика, до 90% претензий может быть устранено еще во время отдыха.
Принципиально новым является включение в договор сведений о финансовом обеспечении, а особое внимание закон уделяет вниманию безопасности туриста. Турфирма обязана предоставить подробную достоверную информацию о туре, правилах въезда и выезда из страны временного пребывания, законодательстве, особенностях и традициях, опасностях, с которыми турист может встретиться в путешествии.
- Новым является и обязательство туроператора вывезти туриста с места отдыха в том случае, если оно окажется в зоне стихийного бедствия или другого события, делающего его продолжение невозможным, - отметила Галина Дроздова. - При этом все расходы, в том числе и на возмещение за неоказанные услуги, несет туроператор. Соответствующую информацию можно получить в информационных источниках Минэкономразвития и МИД России.
По ее мнению, новинки в законодательстве, несмотря на некоторые шероховатости, позволили создать эффективную систему взаимоотношений между участниками цепочки реализации турпродукта. При этом ответственность туроператора значительно возросла, в то время как агенты оказались практически вне правового поля: за их ошибки придется расплачиваться тем, кому они продают путевки. Что в определенной степени должно стимулировать более тщательный подход операторов к выбору агентов.
|