Пока большинство из них работает по правилам, которые не соответствуют международным стандартам. Экспедиторские компании возникали по мере развития экономики, чтобы заткнуть бреши в меняющейся системе грузоперевозок. Они находили способы, как организовать свои сквозные маршруты. И на этом снимали маржу. Делиться секретами, естественно, никто не собирался. Поэтому сегодня в СЗФО работает не менее 400 фирм, оказывающих транспортно-экспедиторские услуги. И это не считая множества мелких посреднических компаний.
В 2005 году на рынке наметился перелом, который был зафиксирован на Всемирном конгрессе FIATA (Международной федерации экспедиторских ассоциаций). Его участники говорили об активизации грузовладельцев, которые не удовлетворены уровнем сервиса при перевозках. Многие из них были вынуждены создать свои транспортно-экспедиторские компании, которые по мере развития бизнеса приобретали самостоятельность.
Эти фирмы первыми объединились, чтобы выработать общие стандарты оказания услуг.
Однако в целом масштабы добровольной сертификации среди экспедиторов невелики. Эти процедуры соглашаются пройти только компании, участвующие в тендерах на транспортно-экспедиторское обслуживание предприятий. Их все чаще стали проводить крупные предприятия для оптимизации затрат на сбыт своей продукции.
Март 2005 года стал переломным, потому что именно тогда были введены в действие национальные стандарты, регулирующие транспортно-экспедиторскую деятельность (ГОСТ Р 52297-2004 и ГОСТ Р 52298-2004). В них указаны общие требования к качеству услуг, обеспечению сохранности груза и безопасности перевозок. Добровольная сертификация позволяет подтвердить, что эти стандарты действительно соблюдают. Причем об этом стали информировать FIATA.
В 2006 году взаимодействие перешло на другой уровень: была достигнута договоренность о координации в программах повышения квалификации российских экспедиторов. От FIATA поступили рекомендации, которые стали воплощать на практике в 2007-м.
Однако до полноценного партнерства между Ассоциацией российских экспедиторов и FIATA еще далеко, потому что к отечественным компаниям остается немало претензий. В основном - из-за неразвитой в РФ системы транспортной логистики.
Директор Института проблем транспорта РАН Олег Белый полагает, что многие проблемы возникают из-за отсутствия в РФ крупных мультимодальных операторов. А они, в свою очередь, могут появиться только после того, как сформируется национальная сеть распределительных терминалов.
Директор по информационно-техническому обеспечению `Балтийского консорциума` Владимир Медведев указывает на слабость применения информационных технологий в организации грузоперевозок.
В Управлении регулирования транспорта ФСТ России вынуждены признать, что анализ сквозных ставок грузоперевозок на многих маршрутах практически невозможен из-за отсутствия сводных данных. А специалисты компании `Астера Онкор` сетуют на то, что в целом логистический рынок в РФ остается по-прежнему закрытым. В частности, информация, как минимум, о половине существующих качественных складов не представлена на открытом рынке: эти хранилища, видимо, используют сами собственники. Таким образом, рынок по-прежнему разбит на узкие сегменты, внутри которых практически нет конкуренции.
|