А как, в свою очередь, быстрый рост зарплаты влияет на бюджет? Не превращается ли основной финансовый закон в бюджет `проедания`, а не развития? Попробуем ответить на эти вопросы.
Цена вопроса - более 1 млрд рублей
В 2002 году доходы бюджета составили 16 млрд руб., а расходы на зарплату бюджетников в социально-культурных отраслях - 3,1 млрд руб. Несложный расчет показывает, что удельный вес затрат на зарплату в общем объеме бюджетных расходов составлял в ту пору 19,4%.
Сейчас этот индикатор колеблется на уровне 30-31%, что позволяет говорить о разумном соотношении бюджетных параметров. При таком соотношении, как считают эксперты, не наносится ущерб капитальной составляющей бюджетных расходов.
Недавно Законодательное собрание области в первом чтении приняло будущий закон, дающий `зеленый свет` новой системе оплаты труда работников бюджетной сферы. Дальнейшая доработка и окончательное принятие этого принципиального документа позволят (с учетом введения стимулов оплаты эффективного труда) примерно на 40% увеличить зарплату в социальных отраслях бюджетной сферы. Цена вопроса - более 1 млрд руб.
Ускорение роста зарплаты должно быть напрямую увязано с быстрым увеличением доходной части бюджета. И области, в сущности, удалось решить эту задачу.
Если бы на стыке прошлого и нынешнего веков финансистам Ленобласти намекнули о возможности удвоения доходов бюджета за 4 года, они бы только отмахнулись. Мол, о каком удвоении может идти речь, выжить бы... Но сегодня область доказывает, что такой вариант отнюдь не выглядит гипотетическим.
Судите сами. В 2004-м в казну Ленобласти поступило 22,5 млрд руб. А в 2007-м, по расчетам, бюджет может привлечь в доходную часть уже 42,3 млрд руб. Причем еще есть время, чтобы существенно превысить этот показатель.
Эффект обратной связи
Как утверждает вице-губернатор области Александр Яковлев, власти рассматривают рост зарплаты бюджетников в совокупности с увеличением доходов всего работающего населения, с доведением пенсий до уровня - не ниже прожиточного минимума. Речь идет о комплексной задаче, решение которой позволяет добиваться реальных результатов в пополнении бюджета области. В прошлом году денежные доходы жителей области увеличились на 27,7%, что значительно опережает уровень инфляции.
Более высокая зарплата работников, в свою очередь, обеспечивает увеличение поступлений налога на доходы физических лиц в бюджет области. В прошлом году, например, в бюджет поступило почти 11 млрд руб. налогов. Это на 48,1% больше, чем в 2005 году! По динамике роста этого показателя область опередила Петербург.
Поступающие налоги делятся между областным и муниципальными бюджетами, что заставляет власти активно участвовать в процессах повышения благосостояния жителей. Необходимо также учесть, что определенный процент отчислений от зарплаты поступает в специальные фонды, обеспечивающие социальные гарантии человека и позволяющие снизить, соответственно, расходы бюджета на эти цели.
Кроме того, рост зарплаты оживляет областной потребительский рынок. Растут производство, товарооборот, увеличивается прибыль организаций-товаропроизводителей. А налог на такую прибыль, как известно, тоже один из основных источников пополнения казны.
Оценку поставят жители
С 2000-го по 2006 год в области в 4 раза увеличили расходы на зарплату, в 6,5-7 раз - на образование и культуру, в 5 раз - на здравоохранение. Затраты на проведение сильной социальной политики возросли в 9,2 раза. С 2007-го по 2010 год эти тенденции интенсивного финансирования социальных проектов сохранятся. В среднем инвестиции в социально-культурную сферу увеличатся еще на 30%.
Но теперь власти намерены активнее соотносить рост объемов ассигнований на эти цели с достигнутыми результатами. Ведь для конкретного человека, в сущности, не так важно, сколько на его нужды денег потрачено из бюджета. Он оценивает власть с позиций реального улучшения качества своей жизни. |