В Законодательном собрании Петербурга 18 июля с тревогой обсуждали положение дел в ОАО `Балтийский судостроительный завод`. Уже появился проект использования земли, на которой находится предприятие, но при этом нет программы переноса мощностей завода на территорию ОАО `Северная верфь`. Возникла угроза того, что `Балтийский завод` может быть просто ликвидирован.
История конфликта государства и частных собственников завода давняя: Росимущество уже пыталось выкупить контрольный пакет акций у владельцев. Но те заломили слишком высокую цену. В результате государство устранилось от участия в управлении предприятием. Но оно осталось владельцем `золотой` акции, без одобрения которого нельзя принять ни одного стратегического решения.
При этом правительственные чиновники не раз заявляли, что не отказываются от идеи создания в Петербурге суперверфи, которая объединила бы активы трех судостроительных заводов. Основной площадкой выбрана территория ОАО `Северная верфь`. А камнем преткновения для дальнейших действий стало российское законодательство, которое не регламентирует процедуры слияния государственных и частных активов.
Сейчас общий настрой к проекту меняется. Так, недавно во время III Международного военно-морского салона руководитель Федерального агентства по промышленности Борис Алешин заявил, что из представленных проектов по созданию суперверфи в СЗФО ему, прежде всего, импонирует проект развития объединенного предприятия на территории ОАО `Северная верфь`. Благосклонно отнесся к такой идее и вице-губернатор Петербурга Михаил Осеевский...
В `Объединенной промышленной корпорации` (ОПК) согласны консолидировать свои судостроительные активы на территории ОАО `Северная верфь`, которую группа также контролирует: у нее в управлении 72% акций `Северной верфи` и 88% акций `Балтийского завода`. Для такой консолидации появилось научное обоснование. И даже с вариантом, предусматривающим вхождение в `Объединенную судостроительную корпорацию` (ОСК).
Правда, пока сама `ОСК` еще не сформирована. Одним из руководителей рабочей группы по ее созданию является Олег Шуляковский, проработавший на `Балтийском заводе` 34 года, в том числе 14 лет - гендиректором. Его отставка совпала с приходом `ОПК` к управлению предприятием (акции `Балтийского завода` ей продала группа `ИСТ`, к которой был близок О. Шуляковский). Однако решение о судьбе завода, как полагают эксперты, будут принимать на федеральном уровне.
Вот это как раз и беспокоит депутатов ЗС Петербурга. По концепции реновации земель, которую предлагают в `ОПК`, 70 гектар на Васильевском острове в 2010-2011 гг. намечено освободить `для градостроительного развития`.
Представители трудового коллектива утверждают, что для прекращения работы завода достаточно в течение ближайших лет просто не принимать никаких решений. За это время он растеряет партнеров, банки перестанут выделять кредиты, а специалисты разбегутся из-за задержек выдачи зарплаты. И тогда будет просто не о чем спорить. На месте цехов, где создавали знаменитые корабли, наступит пора строить элитные дома и объекты коммерческой недвижимости.
|