Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Цена средней стабильности - ЭиВ N 25 (660)
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
Цена средней стабильности
No. 25 (660) 09.07.2007
Александр ПИРАЛОВ
Машиностроительный комплекс Вологодской области переживает не лучшие времена. В прошлом году темпы производства были снижены, по сравнению с 2005-м, на 4%. За пять месяцев 2007-го против того же периода прошлого года выпуск машин и оборудования составил 99,5%.

В области свыше тридцати предприятий машиностроительного комплекса, которые производят приборы, подшипники, станки, автоматические линии, оборудование для агропромышленного комплекса. Тем не менее машиностроительная продукция продолжает составлять основную долю импорта области: более 40%. Это механические и электрические машины и оборудование, подвижной состав, транспорт.

Кое-что в области могли бы производить и сами, но не позволяет состояние оборудования. Мощности большинства предприятий обветшали, и хотя на многих из них отмечен рост производства, тем не менее выпускаемая продукция не может конкурировать с западными образцами. Да и о каком соперничестве может идти речь, если 95% инвестиций составляют собственные средства предприятий.

Банковская система не дает сегодня российским машиностроителям доступные кредиты. Государство вроде бы идет по правильному пути - последовательно снижает ставку рефинансирования, которая сегодня составляет 10,5%, но и в таком виде она все равно слишком велика. Если бы ставка, как считают местные промышленники, была такой, как за рубежом (3-4%), то многие предприятия смогли бы позволить себе модернизировать мощности и приступить к выпуску высококачественной продукции.

- Ситуация в отрасли в последнее время развивается более предсказуемо, чем раньше, - утверждает председатель совета директоров Вологодской холдинговой компании Александр Каледин. - У государства появились, наконец, деньги, и теперь оно может покупать наши троллейбусы. Однако мы хотим более активно выходить со своей продукцией на мировой рынок, а для этого требуются более совершенные технологии. Нам, например, остро нужны лазерные линии раскроя металла для автоматической сборки машин, но они стоят несколько миллионов евро. Таких расходов мы себе позволить не можем. В результате работаем на старом оборудовании, у которого и производительность иная, и качество.

- Обстановку в отрасли оцениваю как среднестабильную, - сказал начальник управления промышленности и мониторинга департамента экономики правительства Вологодской области Леонид Буев. - Главная проблема в том, что прежнее препятствие для развития предприятий отрасли - нехватка оборотных средств - не устранено. Отсюда - и все основные беды. Другая проблема - острый дефицит кадров от рабочих до топ-менеджеров. А работающие предприятия имеют такой же низкий уровень, как и технологии. В таких условиях вступление России в ВТО чревато для вологодских машиностроителей тяжелейшими последствиями.

Машиностроение - второй после лесного комплекса

резерв вологодской индустрии. Пока от создателей машин бюджет Вологодской области получает копейки.



Мнения экспертов



Владимир Разумовский,

доктор географических наук, профессор, завкафедрой Региональной экономики и природопользования Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов:

- Мнение, что отрасли, в развитии которых государство принимает непосредственное участие, будут успешными, - спорно, так как контроль бизнес-процессов чиновниками неэффективен. Контроль должны осуществлять частные инвесторы. Видимо, это обстоятельство в диалоге власти и бизнеса привело к экономическому компромиссу: государство организует заказы для предприятия, которым владеет совместно с коммерсантами, а `нечиновничий` менеджмент управляет компанией. Такая схема уже действует, например, в сфере энергомашиностроения.

Рассчитывать на успешное развитие однозначно могут компании и отрасли, где велико влияние московского и иностранного капиталов. Бизнес зарубежных инвесторов имеет устоявшиеся схемы, многолетнюю историю. Москвичи финансово состоятельнее, чем остальные регионы, а главное - в их распоряжении мощный административный ресурс.

Но приход на рынок иностранцев и москвичей постепенно сводит на нет малый и средний бизнес: выдержать конкуренцию ни с первыми, ни со вторыми они не могут, как и не могут рассчитывать на финансовое внимание со стороны государства. В итоге рынок и СЗФО, и России будет представлен компаниями-гигантами, в основном с совместным российско-иностранным капиталом.



Павел Плавник,

генеральный директор ОАО `Звезда`:

- Определенные отрасли экономики должны быть у государства в приоритете, но этого нет.

Инвестиции в различные отрасли - признак успешности направления: в первую очередь инвестируются перспективные отрасли, а не наоборот - отрасль становится успешной, когда в нее инвестируют. Финансовая емкость московского капитала выше, что позволяет массированно входить на любые рынки: долгое время 90% российского капитала было сконцентрировано в Москве. Но обсуждать вопрос природы инвестиций нужно на уровне интересов государства; в любом случае принадлежность этого капитала должна быть российской, это гораздо важнее местечковой раздробленности.

Слияния/поглощения - нормальный процесс саморегулирования экономики. В период приватизации было много разукрупненных отраслей, объединений, чья конкурентоспособность была очень низкой. Сегодняшнее выстраивание отдельных крупных образований - обязательный шаг к восстановлению конкурентоспособности экономики.



Владимир Писклюков,

профессор, заведующий кафедрой Антикризисного управления и финансового менеджмента Северо-Западной академии госслужбы:

- Государственные корпорации - межотраслевые комплексы, создающиеся в сферах, где Россия имела конкурентные преимущества и в прежние времена: космос, кораблестроение, энергомашиностроение и другие. Иностранные предприятия и предприятия, работающие на деньги московских инвесторов, обладают рядом преимуществ, которые дают основание считать их наиболее подготовленными для условий ВТО.

Экспансия крупных московских компаний осуществляется под контролем администраций во всех субъектах СЗФО; в Москве поддерживают их вхождение в регионы. Финансовая состоятельность московских компаний дополняется умением находить контакты с местными властями и активно проводить свои интересы в регионах. Характерная черта московской экспансии - скупка контрольных пакетов местных предприятий, имеющих выход на внешние рынки сырьевых ресурсов.

Местные предприятия, вливаясь в московские холдинговые компании, получают от них не только финансирование, но и защиту от административного вмешательства местных властей. Поэтому большинство местных директоров предприятий, находящихся в кризисном положении, часто сами ищут поддержки московских инвесторов.



Юрий Пшеницын,

генеральный директор ООО `Газэнергосервис` (Великий Новгород):

- В нашей отрасли прошедшее полугодие характеризуется обострением конкуренции и повышением спроса на продукцию. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, объем продаж ООО `Газэнергосервис` увеличился более чем в 1,8 раза. Это связано не только с улучшением качества продукции, которое сегодня для потребителя играет решающую роль, но и с изменением сбытовой политики, ориентированной на динамично развивающийся строительный рынок, предполагающий освоение новых площадок и строительство современных инженерных сетей.

Например, в Великом Новгороде почти не осталось площадок под застройку с готовой инженерной инфраструктурой. Потому в дальнейшем можно ожидать роста спроса на нашу продукцию со стороны строительных организаций.

Спрос на полиэтиленовые трубы предприятиями ЖКХ спрогнозировать практически невозможно, даже несмотря на то что износ подземных водопроводов составляет 80% и о необходимости их замены говорится на всех уровнях власти. В ближайшее время у Новгородской области вряд ли найдутся средства на модернизацию сетей.

Между тем выпуск продукции для местных потребителей - важный фактор развития предприятия, для которого наибольшую опасность представляет вовсе не поглощение крупным московским бизнесом, как принято считать, а демпинговая ценовая конкуренция и дефицит сырья.

На мой взгляд, цивилизованный приход крупного столичного бизнеса в регионы может дать новый импульс развитию местной экономики, обеспечив предприятия современными технологиями, финансовыми ресурсами и рынками сбыта.

Что касается дефицита сырья, которое производят в России всего два завода-монополиста, то в первом полугодии 2007-го проблемы нехватки сырья удалось избежать. ООО `Газэнергосервис` переориентировалось на импортный полиэтилен, качество которого значительно выше, а цены - более предсказуемы.



Другие материалы рубрики
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
30.11.23Лекарство от экономического пессимизма
В первые годы рыночных реформ Петербург потерял сотни предприятий — об этом, как и о причинах случившегося, говорят и пишут уже больше двух десятков лет. Куда меньше известно, что за это же время в городе появились сотни новых российских компаний, причем многие были созданы буквально с нуля, с чистого листа, а сейчас имеют миллиардные обороты и входят во всевозможные «топы».
28.02.19Что имеем — не храним?
22.09.08Столичное шоу из Вологды
В Выставочном зале правительства Москвы прошла выставка-ярмарка `Вологодский продукт в Москве`. Она была организована департаментом продовольственных ресурсов, торговли и услуг Вологодской области
22.09.08Много молока не бывает
В течение пяти лет объемы производства молока в Ленинградской области должны вырасти на 30%, чтобы обеспечить потребности Петербурга и области
22.09.08Хороший климат дает результаты
Индекс промышленного производства в Псковской области превысил средней показатель по СЗФО
22.09.08`Петмол` отметил новоселье
14.04.08Новости промышленности
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru