Суммарный объем заказов, которые выпадут на долю российских судостроителей в 2007 году, в Федеральном агентстве по промышленности (Роспром) оценивают в 9 млрд руб. В 2010-м он может составить $3-4 млрд, а в 2020-м - $10 млрд, если отрасль удастся в ближайшие 2-3 года модернизировать.
На эти цели в 2007-2009 гг. в Минпромэнерго РФ обещали выделить 48 млрд руб. (в том числе 29,5 млрд. руб. из госбюджета) и в 2010-2015 гг. - 171,2 млрд руб. (госбюджет - 117,1 млрд руб.). Причем Северо-Запад РФ признан одной из важнейших зон развития в отрасли. И в Роспроме озабочены тем, что предприятия региона не имеют полной загрузки.
Так получилось отчасти потому, что в ближайшие годы в ВМФ РФ требуются в основном среднетоннажные и малые корабли, заказы на которые можно разместить на множестве небольших заводов в разных регионах. Между тем 77% контрактов отечественных судостроителей связаны с оборонзаказами.
Российские гражданские судовладельцы предпочитают услуги иностранных верфей. И программы развития российского судостроения предполагают лишь незначительный рост объемов гражданских заказов: в 2015 году их доля, в лучшем случае, увеличится до 34% в общем объеме товарного выпуска.
С военными приходится дружить
Для петербургских заводов крайне важно партнерство с `Рособоронэкспортом`, который традиционно обеспечивал для петербургских судостроителей не менее половины от всего портфеля заказов.
Однако ряд самых выгодных контрактов недавно уплыл другим предприятиям. В частности, переоборудование корабля `Адмирал Горшков` в авианосец для ВМС Индии досталось `Севмашпредприятию` (Северодвинск). Стоимость контракта оценивается в $1,5 млрд. В `Рособоронэкспорте` недавно был подписан большой контракт на поставку ВМС Индии трех фрегатов.
В целом в 2007 году в `Рособоронэкспорте` заключили более 150 контрактов на проектирование, строительство, ремонт и модернизацию военно-морской техники на мировом рынке. Еще 6 договоров подписали в рамках III Международного военно-морского салона в Петербурге.
Это заставляет предположить, что ситуация в сегменте судостроения в Петербурге должна стабилизироваться. Закономерен другой вопрос: как предприятиям обеспечить те темпы развития, которые намечены в Роспроме?
Верфь - дорогая игрушка
Европейские эксперты крайне осторожны в оценке перспектив российского судостроения. Они исходят из тех тенденций, с которыми пришлось столкнуться развитым странам ЕС. В некоторых из них сознательно сворачивают национальное судостроение: слишком велики риски того, что верфи в итоге окажутся убыточными.
Выгодно выпускать оборудование и `начинку` для современных судов, но не содержать доки. Более или менее держатся на плаву верфи в странах, где пока остается дешевая рабочая сила - в Польше, Хорватии и Румынии. Но вступление этих государств в ЕС постепенно нивелирует это преимущество. В Европе не могут противостоять экспансии азиатских верфей, потому вынуждены с ними все больше сотрудничать.
Аналогичные тенденции в перспективе коснутся и российского рынка. Однако в РФ не могут отказаться от отечественных верфей. Во-первых, это подорвет национальную безопасность. Во-вторых, Россия располагает сырьевыми ресурсами, которые должны приносить добавленную стоимость внутри страны.
В Минпромэнерго РФ рассматривают 9 заявок на строительство новых верфей для строительства крупных судов. Из них самыми перспективными считаются две - в Петербурге и Хабаровске. Особенно привлекательным выглядит проект на территории `Северной верфи`, где достаточно построить лишь новый сухой док. Остальная инфраструктура для создания суперверфи есть - ее нужно только модернизировать.
Задача упрощается, если на территорию `Северной верфи` перебазируется `Балтийский завод`.
Представленные проекты из других субъектов РФ можно сравнить с попытками строить по нескольку гигантских судов в год в складчину на `карликовых` заводах. Для сравнения: корейские верфи по рентабельности вне конкуренции именно потому, что спускают со стапелей сотни судов в год.
Ждать, что судостроителям на их проекты дадут много денег, наивно: новых суперверфей запланировано построить всего три. И тогда простая арифметика подсказывает: если оценить выделяемые в рамках госпрограмм средства на модернизацию отрасли, то получается, что их хватит только на возведение трех новых доков. Все остальное придется развивать за счет проектов частных инвесторов.
Отрасль реструктуризируют, но не сразу
Судя по всему, в ближайшее время `ОСК` существенно влиять на рынок судостроения не сможет: на ее становление в роли координатора выполнения крупных заказов потребуется 2-3 года. За это время придется `перетрясти` существующие госпредприятия, выбить из них те активы, которые лишь числятся на бумаге, перегруппировать и `причесать` укрупненные подразделения. Только потом их можно будет акционировать и выводить на рынок.
Эти процессы идут медленно. Лишь в середине июня появились известия о планах создания ОАО `Центр технологии судостроения и судоремонта` и связанных с ним преобразований ФГУП `ЦНИИ технологии судостроения` (Петербург). В качестве своего вклада в уставный капитал нового ОАО государство вносит находящиеся в федеральной собственности 38% акций ОАО `Завод `Буревестник` (Гатчина) и 29,97% акций ОАО `Пролетарский завод` (Петербург).
Чуть позже был обнародован перечень ОАО, акции которых подлежат приватизации в 2007 году. На Северо-Западе РФ это `Невское проектно-конструкторское бюро` (Петербург, 60% акций), `Светловское предприятие `ЭРА` (Калининградская область, 100% минус 1 акция), `Прибалтийский судостроительный завод `Янтарь` (Калининград, 51%), `КБ `Рубин-Север` (Северодвинск, 100% минус 1 акция), `ЦКБ `Айсберг` (Петербург, 24,49%), `Судостроительный завод `Северная верфь` (Петербург, 20,96%).
Намечена приватизация следующих госпредприятий: петербургских `Северного ПКБ`, `Центрального морского КБ `Алмаз`, `ЦКБ морской техники `Рубин`, `Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения `Малахит`, `Адмиралтейских верфей`, `Средне-Невского ССЗ`, северодвинских `Научно-исследовательского проектно-технологического бюро `Онега`, `Северного ПО `Арктика`, `ПО `Севмашпредприятие`, а также `Судоремонтного завода Минобороны РФ` в Балтийске.
Как переплетутся в дальнейшем пути всех этих предприятий с `ОСК`, пока не уточняется. Однако очевидно, что это, скорее, вопрос не о сути, а о форме участия. Иными словами: хочешь выжить - иди на субконтрактинг. Или сам ищи заказы.
Мнения экспертов
Виктор Христенко,
министр промышленности и энергетики РФ:
- Судостроение обладает высоким мультипликативным потенциалом. Это отрасль-интегратор высоких технологий. РФ должна наращивать свое присутствие на рынке морских перевозок. Флот отечественных грузоперевозчиков - около 1,5 тыс. судов суммарным дедвейтом около 15 млн тонн, что составляет около 2% от мирового флота. А доля производителей РФ в объеме заказов гражданских российских судовладельцев - лишь около 1 млрд руб. в год.
Между тем на уже существующих мощностях можно ежегодно строить по 30-40 транспортных судов суммарным дедвейтом около 450-500 тыс. тонн. Это без учета потребностей речного и рыболовецкого флота.
Владимир Пахомов,
замгендиректора ФГУП `Рособоронэкспорт`:
- Доля судостроения в общем объеме производства ОПК РФ составляет примерно четверть, а в экспорте военно-технической продукции доходит до 40-50%. Роль предприятий Петербурга и Северо-Запада РФ в выполнении этих программ трудно переоценить.
Не случайно работа российско-индийской группы была приурочена к проведению Военно-морского салона: здесь предполагалось подписать важные документы. В том числе - на строительство трех фрегатов для ВМФ Индии. Успешно прошли также переговоры с испанцами по выполнению заказов для третьей страны - по оснащению испанских кораблей российским вооружением.
Михаил Захаренко,
заместитель главнокомандующего ВМФ РФ:
- Мне сложно на Северо-Западе выделить предприятия, которые для ВМФ РФ можно признать стратегическими. Все предприятия по-своему уникальны, потому что взаимосвязаны друг с другом. Но приоритет в развитии, по-видимому, следует отдать трем из них - `Северной верфи` (флагману надводного кораблестроения), `Адмиралтейским верфям` (специализирующимся на неатомном подводном флоте) и `Севмашпредприятию`.
На `Северной верфи`, в частности, в постройке для ВМФ РФ находится 4 сторожевых корабля, фрегат и спецсудно связи.
Михаил Осеевский,
вице-губернатор Петербурга:
- В городе на Неве сосредоточено более 3/4 научных и конструкторских организаций кораблестроения и около 40% судостроительных мощностей РФ. Судостроение сегодня - ключевая отрасль экономики Петербурга. Поэтому городские власти намерены и далее реализовать программы ее поддержки. Хорошим примером государственно-частного партнерства в этой сфере можно считать программу обучения и подготовки персонала для судостроительных предприятий.
В правительстве города осознают, что дальнейший рост отрасли невозможен без углубления кооперации и расширения сотрудничества между предприятиями из разных регионов.
Александр Бурутин,
глава ОАО `Объединенная судостроительная корпорация`:
- Судостроительная промышленность - важная часть ОПК и национальной промышленности в целом. ОАО `ОСК` должно аккумулировать усилия более 40 предприятий и организаций судостроительной отрасли РФ. До 2015 года мы ожидаем, что в судостроение удастся привлечь около 100 млрд руб.
Сегодня РФ имеет около 20% мирового экспорта военных кораблей и лишь 0,5% мирового рынка гражданского судостроения. Поэтому приоритетным направлением деятельности корпорации станет не только производство новой военной техники, но и активное развитие именно гражданского сектора.
Александр Шляхтенко,
гендиректор - генеральный конструктор ФГУП `ЦМКБ `Алмаз`:
- Петербургские предприятия добились заметных успехов на мировом рынке. Спущены на воду корвет `Стерегущий` на `Северной верфи`, противоминный корабль `Адмирал Захарьин` на `Средне-Невском ССЗ`, патрульный катер-перехватчик `Соболь` судостроительной фирмы `Алмаз`. Строительство серии таких кораблей, как, скажем, корвет `Стерегущий`, в создании которого приняли участие около сотни российских предприятий, можно считать началом возрождения российского кораблестроения. Петербургские ученые готовы создавать проекты высокотехнологичных современных кораблей, катеров и судов спецназначения.
|