В 1840-х годах, вскоре после страшного пожара, произошедшего в Зимнем дворце, залы императорской резиденции претерпели серьезное переустройство. Неоценимый вклад в создание того, что мы видим сейчас в залах Зимнего дворца, внес архитектор Александр Брюллов.
Но если имя его достаточно известно и упоминается всегда, когда речь заходит о восстановлении пострадавших дворцовых залов, то имена мастеров, выполнявших определенные ремесленные работы под стать архитектурному облику и живописным сокровищам царской художественной коллекции, незаслуженно забыты.
Вспомнить одно из них есть хороший повод, поскольку в залах Эрмитажа, где представлено искусство Франции, отреставрированы паркетные полы.
Подряд на выполнение паркетных работ `по высочайше утвержденному рисунку` взялся выполнять купец 1-й гильдии Егор Андреевич Миллер, владелец известной в ту пору столичной паркетно-мебельной фабрики. Рисунок делал Александр Брюллов, а утверждал император Николай I.
Сложность работ для подрядчика заключалась в том, что рисунок был весьма затейливым и паркет должен был собираться из разных пород дерева - ценных пород. Но когда заказ выполнили, пред строгие очи императора было явлено настоящее чудо. Возможно, тогда это было не чудом, а обычным выполнением работ. Зато сегодня воспринимается как чудо. Тем более что создавать новое легче, чем реставрировать старое. Но, к счастью, мастера-реставраторы пока в России не перевелись, а петербургская реставрационная школа по праву считается одной из лучших в мире.
Семьсот восемьдесят квадратных метров недавно отреставрированных полов в залах французского искусства следует воспринимать как подарок всем любителям прекрасного. А более всего - посетителям Эрмитажа. Точнее - посетительницам, предпочитающим любой другой обуви каблучки-шпильки, следы которых уже отчетливо видны на только что отреставрированном паркете.
Конечно, существуют войлочные тапочки. Но на всех тапочек не напасешься - Эрмитаж ежегодно посещают свыше 2 млн человек, да и директор мировой сокровищницы искусств Михаил Пиотровский не является сторонником малоэстетичной обувки на ногах гостей музея. Следовательно, самим модницам остается дать дружеский совет: быть внимательными не только к себе, но и к любимому миллионами людей музею.
|