Сегодня четыре из десяти `стальных коней`, которые колесят по проезжей части Петербурга, - это `жигули` и `лады`. А стоит выехать подальше, как доля иномарок резко сокращается: в глубинке автовазовская продукция - основное средство передвижения.
Однако как в городе, так и в субъектах РФ зафиксирована общая тенденция: доля новых `лад`, поступающих в оборот, не восполняет объемов выбытия старых машин отечественного брэнда.
В частности, в Петербурге основная часть `лад` - автомобили, которым больше 7 лет. Новых - всего одна пятая часть. А ежегодное пополнение парка `лад` не дотягивает и до одной десятой доли процента от всех машин, этой марки, колесящих по Петербургу. Регулярно техосмотр в ГИБДД проходит всего около 1 млн `лад`.
Петербуржцы все чаще пересаживаются на иномарки, а клиенты из субъектов Северо-Запада РФ приобретают подержанные `лады`, которые ранее колесили по городским улицам.
Спрос в глубинке позволяет `АВТОВАЗу` полностью загрузить свои мощности. И пока иномарки только занимают те ниши на российском авторынке, которые не смогла заполнить отечественная автомобильная промышленность.
Стремление выпускать машины получше и подороже привело к тому, что в Петербурге количество дилеров `АВТОВАЗа` сократилось: практически ушли с рынка мелкие компании, которые торговали новыми `ладами`. Потому что они не могли обеспечить требование производителей торговать с площадок не ниже первой категории. Это означало выставлять машины только в помещениях под крышей, иметь цеха по ремонту и техобслуживанию `лад`.
Такая переориентация системы продаж привела к тому, что в Петербурге в 2006 году впервые продажи `лад` замерли на прежнем уровне. И на нем остаются в 2007-м. К сожалению, все попытки `АВТОВАЗа` насытить рынок комфортными автомобилями в Петербурге не находят отклика у покупателей. И повышение качества организации торговли не помогло.
Новые `лады`, как правило, исправно отрабатывают гарантийный срок. Доля обращений на сервисный ремонт в автоцентрах обычно не превышает 5%, и большинство неполадок устраняют в течение дня. Это
означает, что в дилерских центрах в течение гарантийного срока выполняют преимущественно мелкий ремонт. Клиенты не требуют от `лад` особых изысков: главное, чтобы машина выполняла свою основную функцию - перевозить пассажиров по плохим дорогам. Поэтому попытки с помощью новых опций вывести модели в иной класс воспринимаются крайне сдержанно. А каждый скачок цен на машины воспринимается приверженцами отечественного автопрома болезненно.
То, что в 2006-м в `АВТОВАЗе` побили все рекорды по прибавке к прежней стоимости своей продукции, сказалось крайне негативно на уровне реализации. Резкие скачки на конкурентном рынке, каким является Петербург, недопустимы. Прежде чем браться за оптимизацию дилерской сети, отечественному автопрому следовало оптимизировать свои собственные программы развития. А это намечалось сделать в 2007-2008 гг.
Но маркетинговые просчеты в Петербурге не слишком беспокоят производителей. У них своя логика развития.
В 2006 году в ОАО `АВТОВАЗ` изготовили 966,4 тыс. автомобилей и сборочных комплектов. За вычетом 185,7 тыс. машин, которые отправили за рубеж, все они поступили на отечественный рынок. Из них 76,3 тыс. - из семейства Lada Kalina.
В 2007-м конвейер `АВТОВАЗа` работает практически на полную мощность. Спрос на его продукцию в целом по РФ и странам СНГ по-прежнему превышает предложение. В первую очередь заводчане удовлетворяют потребности зарубежных клиентов. И если в 2007-м экспорт `лад`, как запланировано, увеличится на 10,7%, то почти пропорционально сократятся поставки на внутренний рынок. Они намечены в объеме 959,7 тыс. автомобилей и сборочных комплектов.
При этом во II полугодии заводчане собираются прекратить выпуск седана Lada 110 - то есть `десятки`. Ее место на третьей линии конвейера займет Lada Priora. И до конца года планируется произвести почти 85 тыс. таких машин. В связи с освоением товарного выпуска нового семейства общий объем производства на третьей линии главного конвейера несколько сократится.
В 2007-м намечено собрать 125 тыс. Lada Kalina (вдвое больше, чем в 2006-м), включая опытную партию третьей модели семейства - `универсала`, свыше 210 тыс. Lada Samara и столько же - Lada 2105 и LADA 2107 (это почти на уровне 2006-го).
По данным руководителя рабочей группы ОАО `АВТОВАЗ` Александра Егошина, в городе на Неве в 2007 году может быть поставлено на учет около 30 тыс. машин Lada. То есть примерно столько же, сколько и в 2006-м.
|