Под прицелом продавцов легковых автомобилей на Северо-Западе РФ - в основном Петербург. Это самый крупный рынок по реализации новых машин. При этом все остальные субъекты РФ остаются практически вне поля зрения. И совершенно напрасно: там тоже зарождаются новые зоны потребления. Правда, региональный рынок развивается весьма специфически...
Определить перспективные зоны роста продаж новых автомобилей на Северо-Западе РФ сложно. Потому что в субъектах РФ привычные критерии оценки рынка дают искаженные результаты. Средняя зарплата далеко не всегда отражает реальные доходы населения. Особенно если учесть, что часть людей отправляется на временные заработки в другие регионы.
Немало семей, где получают доходы от приусадебного хозяйства или занимаются кустарным промыслом. Дают сбои и методы, основанные на косвенных признаках оценки емкости покупательского спроса. Например, по величине средней покупки в магазинах и количеству `мобильников` на душу населения, объемам телекоммуникационного трафика, потребительского и ипотечного кредитования.
Тут приходится вносить поправки на неразвитость региональной инфраструктуры, включая сетевую торговлю и брокерские услуги.
Продажи и инновации
И все же есть критерий, который позволяет установить достаточно точную взаимосвязь с емкостью покупательского спроса на автомобили. В частности, динамика создания новых рабочих мест. Многие зоны роста продаж автомобилей практически совпадают с ареалами инновационной активности на Северо-Западе РФ.
Правда, необходимо учитывать ее структуру. В первую очередь ориентиром служат объемы инвестиций в производство иностранными фирмами, московскими холдингами и петербургскими компаниями.
Местные фирмы на рост емкости потребления влияют слабо. Во-первых, как правило, их ресурсов хватает только на создание новых малых предприятий. Во-вторых, такие фирмы часто отпочковываются при реструктуризации местного бизнеса. А этот процесс нередко сопровождается сокращением рабочих мест в старых цехах.
Или же возрождение региональных предприятий сопровождается слиянием нескольких не имеющих полной загрузки фирм родственного профиля.
В итоге получается конкурентоспособное предприятие. Но рост доходов его персонала гасится появлением дополнительного количества безработных, что не расширяет емкость рынка потребления товаров и услуг.
Это объясняет, почему больше всего новых автомобилей покупают в Новгороде, Сыктывкаре, Архангельске, Мурманске и Пскове. Однако могут быть и исключения из правил. Например, Петрозаводск, где темпы автомобилизации населения в последние два гaода привели к возникновению пробок на проезжей части в часы `пик`.
Несложно заметить: многие новые иномарки на номерах носят метки петербургских автоцентров. Особенно часто встречаются брэнды сетей `Рольф` и `Евросиб`. При этом в петрозаводских автомагазинах - засилье отечественных `лад`. И большинство покупок выпадает на подержанные машины, что, в общем, типично для многих городов российской глубинки.
Традиционные методики не позволяют сделать вывод о том, что в Петрозаводске формируется новый ареал потребительского спроса на новые иномарки. И, тем не менее, он очевиден. Причина феномена, скорее всего, в увеличении доли жителей, которые отправляются на заработки за границу. Их доходы позволяют приобрести новый автомобиль. А это выгоднее сделать в России, чтобы сэкономить на таможенных пошлинах.
Коттеджная арифметика
Другая перспективная зона роста потребления новых иномарок - Выборг. Ее появление также не укладывается в привычные маркетинговые схемы прогнозирования. Но в данном случае прослеживается другая взаимосвязь: темпы роста продаж новых автомобилей устойчиво корреспондируются с объемами коттеджного строительства и динамикой цен на землю под загородное домостроение на Карельском перешейке. Эта же тенденция справедлива практически для всех перспективных курортных зон, притягивающих к себе инвестиции в малоэтажное домостроение.
Можно говорить и еще об одной тенденции: на Северо-Западе РФ автомагазины нередко тяготеют к трассам, по которым российские автодилеры ввозят в Россию из Финляндии новые иномарки. Очевидно, создание точек продаж на пути автопоездов - это способ оптимизации затрат дилеров при построении региональных сетей. Ну а население региона вынуждено подстраиваться под их стратегию развития.
В целом же авторынок Северо-Запада РФ пока остается рынком продавца. Правда, выбор у покупателя, куда именно ехать за покупкой новой машины, постоянно расширяется. И в перспективе можно ожидать те же процессы, которые переживает сегодня, в частности, рынок сотовой связи.
По-видимому, в расчете именно на региональную экспансию многие европейские производители выводят на российский рынок автомобили в нижнем ценовом сегменте - около 200 тыс. руб.
|