В прошлом году порт `Приморск`, по традиции, занял первое место по грузообороту среди портов Ленобласти. Тем не менее, если сравнивать темпы роста, его конкуренты стремительно наращивают свой потенциал.
Грузооборот будущего стратегического порта в Усть-Луге за минувший год увеличился в 5,3 раза. А совсем недавно там был открыт новый перегрузочный комплекс, обошедшийся в $61 млн. Кроме того, компания `СИБУР` только что объявила о начале строительства в порту `Усть-Луга` терминала по перевалке сжиженных углеводородов.
В мае появился новый владелец и у порта в Выборге. Им стала группа `Осло Марин`, собирающаяся инвестировать в этот проект уже в ближайшие годы $100 млн. Ежегодно почти на треть наращивает переработку грузов порт `Высоцк`.
Недавно на совещании в правительстве Ленобласти было сказано о том, что уже в 2010 году порты региона обеспечат переработку около 300 млн тонн грузов, что в 3,5 раза превышает показатель прошедшего года.
С одной стороны, от таких темпов развития, что называется, дух захватывает. Но с другой - возникают сомнения в возможности дорожной сети эффективно справляться с транспортировкой такого большого объема грузов. Уже с будущего года область намерена более чем вдвое увеличить свои инвестиции в реконструкцию и модернизацию дорог. Но, с учетом их нынешнего состояния, это коренным образом не решит проблему.
Другое дело, если бы удалось существенно увеличить пропускные способности железнодорожного транспорта, снизив тем самым грузопотоки на автотрассах. Сейчас такой вариант диверсификации транспортировки грузов уже представляется вполне реальным.
Создается мощный транспортный узел
Недавно в ходе рабочей встречи губернатора Ленобласти Валерия Сердюкова с начальником Октябрьской железной дороги - филиала ОАО `РЖД` - Виктором Степовым последний озвучил, можно сказать, сенсационные цифры. В прошлом году инвестиции компании в развитие железнодорожной сети на территории области составили 3,2 млрд руб. В нынешнем году их объем увеличится до 10 млрд руб., а в 2008-м - до 16 млрд руб. В 2009-2010 гг. суммы инвестиций достигнут 22-23 млрд рублей!
Деньги пойдут не только на развитие скоростного движения и подходов к портовым зонам, модернизацию важных участков трасс, строительство и реконструкцию вокзалов и других объектов железнодорожной сети. Предусматривается также сооружение жилья для железнодорожников, в том числе для ветеранов труда.
Новая программа РЖД наверняка будет способствовать превращению области в мощный транспортный узел, оказывающий влияние на развитие всей социально-экономической инфраструктуры субъекта РФ.
Многие предприятия области уже сегодня могли бы существенно увеличить объемы своего производства, если бы были обеспечены надежными транспортными услугами. Так, одно из крупнейших российских предприятий по выпуску щебня планирует в этом году отправить заказчикам 4,7 млн тонн этого строительного материала. А могло бы, по мнению его руководства, выпустить почти на 1 млн тонн больше, если б не проблемы с железнодорожными перевозками.
Область будет производить грузовые вагоны
Ленобласть готова активно взаимодействовать с Октябрьской дорогой в реализации крупного инвестиционного проекта. Об этом свидетельствует не только соглашение о сотрудничестве, которое в ходе рабочей встречи подписали глава региона и начальник ОЖД.
Вот лишь один пример. Одна из компаний группы ИСТ сейчас завершила разработку концептуального проекта строительства завода в Тихвине по производству современных грузовых вагонов . Он сможет ежегодно предлагать железнодорожникам до 10 тыс. таких вагонов, причем разного назначения.
Пуск объекта не за горами - в конце 2009 года. Учитывая, что состояние подвижного состава - одна из самых больных проблем РЖД в целом, это будет серьезный вклад в развитие грузоперевозок.
Не стоит забывать, что область субсидирует убытки Октябрьской железной дороги по пассажирским перевозкам. И тут возникает вопрос: не пострадают ли жители от наращивания грузоперевозок по железной дороге? На какой-то период трудности, очевидно, возникнут, особенно на зеленогорском направлении.
Сейчас идет поиск нестандартных вариантов встраивания пассажирских перевозок в грузовые. Так, впервые в России будет поставлен эксперимент в районе Малой Вишеры, куда будут направлять так называемые модульные составы: 6 вагонов с пассажирами и еще 6 - с грузами. О том, какие он даст результаты, расскажем позднее.
|