В Госдуму внесен законопроект `О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства`, с помощью которого в Правительстве РФ надеются решить самые неотложные задачи в сфере ЖКХ. Прежде всего- избавить население от проживания в аварийном и ветхом жилье.
Фонд предполагается наполнить бюджетными средствами с таким расчетом, чтобы завершить программы до 2012 года. Объем жилого фонда России оценивают в пределах 2,8 млрд кв. метров. Из него примерно половина была построена до 1970 года. Исходя из этого, по данным первого вице-премьера РФ Дмитрия Медведева, ветхого жилья насчитывается около 100 млн кв. метров и аварийного - 11,25 млн кв. метров. На санирование жилфонда из федерального бюджета выделят 100 млрд руб. и еще 150 млрд руб. - на капремонт.
Чтобы получить средства, в субъектах РФ должны представить свои программы решения проблемы и создать свои аналогичные бюджетные фонды. Только после этого будет открыт доступ к 30% от той федеральной квоты, на которую могут претендовать региональные власти. Получив первый транш, им придется доказывать эффективность освоения федеральных средств. Иначе субъект РФ в дальнейшем лишат финансовой поддержки.
Эксперты Фонда содействия реформированию ЖКХ РФ получат от государства надзорные функции. В свою очередь, фонд будет контролировать наблюдательный совет, куда войдут представители администрации Президента РФ, Правительства РФ, Федерального Собрания и Общественной палаты. Такая схема создается с учетом того, что ЖКХ пронизано коррупцией.
Чтобы в субъектах РФ не пытались запросить избыточные средства, федеральные квоты предложено лимитировать. Однако методики их расчетов будут составлены чиновниками.
Паспортизации жилфонда при этом не предполагается (средств на нее не заложено). Это сразу же вызывает вопрос о планировании ресурсов, определении приоритетов в реализации проектов и контроле за выделением средств в целом по системе ЖКХ. Известно ведь, что стояк можно ремонтировать несколько раз, меняя трубы по кускам. Это будет названо текущим ремонтом. Замена же аварийного стояка целиком считается уже капремонтом. И если сэкономить на капремонте, то автоматически увеличатся затраты на текущий ремонт.
Другой нюанс: в страховых компаниях при страховании жилья, как выясняется, пользуются более жесткими методиками, чем местные власти, при оценке качества жилья. Есть случаи, когда в компаниях клиентам отказывали в услугах, хотя формально квартиру местные власти признавали пригодной для проживания. При этом страховщики и чиновники могли опираться на одни и те же нормативы: ветхим жилье признают, когда степень его износа превышает 70%. Суть в том, как трактовать признаки, по которым оценивают конечный результат. Возникает широкое поле для манипуляций.
Наконец, законопроект составлен так, что на практике может вообще не распространяться на часть ветхого и аварийного жилфонда в регионах: все будет зависеть от того, кому выделят субсидии и кто окажется заказчиком услуг, когда дело дойдет до реализации программ на уровне конкретных ветхих и аварийных зданий. Не определена грань, которая отделяет права квартиросъемщиков и собственников жилья.
Правда, выдвинуто предложение о том, что федеральные средства должны осваивать преимущественно частные управляющие компании, работающие по договору аренды или концессионному соглашению. Их должно быть создано не менее 50% от общего числа организаций ЖКХ до 1 января 2009 года и не менее 80% - до 1 января 2010 года.
При таком подходе возникают сомнения в том, что поставленные задачи удастся реализовать до 2010 года: основные проблемы закладываются уже на уровне планирования программ. Напомним также, что с 01.01.2007 в законодательство РФ внесены изменения, облегчающие вовлечение в оборот девелоперами уже застроенных территорий.
В целом изменения российского законодательства дают импульс в либерализации системы ЖКХ и открывают дополнительные возможности застройщикам по использованию депрессивных территорий, в том числе с ветхим и аварийным жилфондом. И больше выгод получат застройщики, чем рядовые граждане. Качество жилья улучшится незначительно. Зато будет гораздо проще выселить граждан из старых домов, которые окажутся на территории, приглянувшейся компаниям под комплексную застройку.
|