Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Будущее умирает сегодня? - ЭиВ N 23 (658)
ВЛАСТЬ И БИЗНЕС
Будущее умирает сегодня?
No. 23 (658) 25.06.2007
Владимир СЕРГАЧЕВ
Неюбилейные заметки в канун 150-летия ОАО `Невский завод`
Конфликт между петербургскими ОАО `Невский завод` и ОАО `Компрессорный комплекс`, ставший в начале июня предметом публичного обсуждения в СМИ, высветил проблемы уникального производства, утрата которого может привести к полной зависимости важнейшей отрасли российской экономики от импорта сложного оборудования.



История с географией



Невский завод был основан как судостроительный в 1857 году двумя русскими золотопромышленниками на месте небольшого механического производства и получил название `Невский литейный и механический завод Семянникова и Полетики`. За долгую историю (29 июня на заводе будут отмечать его 150-летие) выпускал самую разную продукцию. В активе предприятия - первые отечественные броненосец и паровоз, а в прошлом веке он был полностью перепрофилирован для нужд энергомашиностроения. Начиная с 1952 года, завод стал ведущим российским производителем газовых турбин и газоперекачивающих агрегатов для магистральных газопроводов.

Оборудованием, изготовленным на `Невском заводе`, оснащены десятки металлургических и химических предприятий в разных странах мира, а сотни агрегатов для газовой отрасли до сих пор успешно действуют на многих континентах. Его особенностью всегда являлся полный цикл производства - от разработки оборудования в соответствии с новейшими техническими достижениями до его монтажа `под ключ` у заказчика.

Для выполнения этих задач завод имел все необходимое, начиная с собственного научно-исследовательского центра, ставшего школой для сотен инженеров и конструкторов, и завершая производственными цехами с уникальным дорогостоящим оборудованием для изготовления сложных деталей и узлов. До недавнего времени `Невский завод` обладал непререкаемым мировым авторитетом в своей области и не раз выигрывал тендеры у таких грандов, как AEG, ABB, `Сименс` и `Дженерал электрик`.

В конце 1980-х объемы производства на ГП `Невский завод` имени В. И. Ленина по известным причинам снизились и, стремясь уменьшить издержки, его руководство приняло решение наделять цеха самостоятельностью. Единственным подразделением, которое прошло тернистый путь приватизации до конца, оказалось компрессорное: еще в 1995 году ОАО `Компрессорный комплекс` выкупило в собственность занимаемый им на территории ОАО `Невский завод` земельный участок (3,7 га) и, создав собственное конструкторское подразделение, фактически стало полностью независимым. С тех пор пути двух ОАО разошлись: сейчас объемы их кооперации ничтожно малы.



Приворотный конфликт



В то время как ОАО `Невский завод` из-за административной чехарды и смены собственников теряло былую силу и авторитет одного из лучших мировых производителей оборудования для газовой отрасли, `Компрессорный комплекс` прогрессировал. Дошло до того, что он кредитовал своего родителя, помогая переживать организационные неурядицы.

Все в их отношениях было спокойно до февраля 2007 года, когда нынешний генеральный директор `Невского завода` Геннадий Локотков предложил владельцам `Компрессорного комплекса` продать 51% его акций руководимому им предприятию. На что получил отказ. После этого появилось другое предложение: оборудовать отдельный въезд. Но выполнить это решение было невозможно, поскольку территория комплекса полностью окружена заводской.

Пик конфликта пришелся на 1 июня: с этой даты `Невский завод` решил взимать с `Компрессорного комплекса` плату за въезд через его ворота автомобилей и железнодорожных вагонов (от 100 до 500 рублей), что немедленно было расценено руководством комплекса как попытка оказать давление при принятии остававшегося в силе предложения о приобретении контрольного пакета акций успешного производства и даже как рейдерский захват.

Однако банальный, казалось бы, спор хозяйствующих субъектов имеет гораздо более серьезное значение не столько для его непосредственных участников, сколько для экономики Петербурга и страны в целом.



Что умеем, не храним?



Есть ли у ОАО `Невский завод` будущее? Несомненно. Учитывая огромное количество произведенного им оборудования, одни только перспективы его модернизации оцениваются специалистами в сотни миллионов долларов. Главный заказчик, ОАО `Газпром`, ощущает потребность в таких работах и готов платить. Не говоря уж о новых разработках, необходимость которых очевидна.

Все это возможно в том случае, если и у руководства предприятия, и у облеченных государственной властью людей есть желание возродить былую силу завода и, в конечном счете, не попасть в зависимость от импорта высокотехнологичного оборудования. Вместо того чтобы развертывать новые `отверточные` производства, предполагающие только сборку, мы могли бы сохранить то, в чем традиционно были очень сильны и сами служили примером для подражания.

Возможен и другой подход: поглотить `Компрессорный комплекс` и получить юридически единый земельный участок. А затем, доведя `Невский завод` до банкротства, удачно продать большой (около 60 га) кусок земли, пока принадлежащий городу и используемый заводом на правах аренды, девелоперам, которые очень быстро пустят на этой территории деньги в рост. Сейчас в России, в Петербурге так поступают сплошь и рядом.

Кто-то обогатится, но страна-то обеднеет, потому что в данном случае речь идет о несопоставимых ценностях. По большому счету, на кон поставлена экономическая независимость страны в этой сфере. Конечно, полностью потеряв уникальное производство, можно на барыши от продажи газа дорого покупать газоперекачивающее оборудование у былых конкурентов завода. Только по-хозяйски ли это будет?

При таком подходе мы легко можем оказаться на технологических задворках цивилизации.



Мнения экспертов



Арнольд Кринский,

эксперт-консультант ОАО `Невский завод`, бывший главный конструктор предприятия, лауреат Ленинской премии:

- Нынешнее состояние предприятия печально: значительная часть уникального оборудования распродана, закрыты целые производства. В результате многое из того, что раньше изготавливалось на заводе, сейчас делается на заказ на других предприятиях, в том числе - зарубежных. В настоящее время на `Невском заводе` практически занимаются только ремонтом старых агрегатов, поскольку новых самостоятельно изготовить уже не могут. Растерян и потенциал специалистов, которые за годы невостребованности покинули завод.

Складывается такое впечатление, что сейчас речь идет скорее об освоении территории, чем о возрождении флагмана энергомашиностроения. Вместе с тем нельзя говорить о том, что у `Невского завода` нет заказов: они поступают регулярно, и при желании предприятие вполне могло бы вернуться к былым объемам производства. На мой взгляд, для этого необходимы четкая позиция властей и реальная помощь со стороны государства, которое должно быть кровно заинтересовано в развитии такого уникального научно-исследовательского и производственного объекта.



Анатолий Сударев,

генеральный директор ООО `Научно-инженерный центр `Керамические тепловые двигатели им. А. М. Бойко` (НИЦ КТД), бывший руководитель экспериментально-исследовательского отделения ОАО `Невский завод`:

- По-моему, в данном случае речь должна идти о стремлении сохранить не только уникальное предприятие, но и целую инженерно-конструкторскую школу в области энергомашиностроения. Ведь завод реализовывал идею от начала до конца, для чего в его структуре существовали научно-экспериментальные подразделения, способные разрабатывать и испытывать высокотехнологичное оборудование на уровне передовых мировых достижений. Это позволяло экпортировать как агрегаты, так и технологии, на равных соперничая с конкурентами.

В настоящее время, несмотря на существующие проблемы, на `Невском заводе` еще сохранился определенный научно-технический потенциал, есть и способные молодые специалисты, которые прошли школу у тех, кто создавал славу предприятия. Для того чтобы реализовать этот потенциал, нужны желание двигаться вперед и помощь государства, выраженная в конкретных делах. Если этого не произойдет сейчас, восполнить потерю будет практически невозможно.



Другие материалы рубрики
ВЛАСТЬ И БИЗНЕС
18.02.08Таежный аукцион
18.02.08А налогов всегда маловато
18.02.08Псковская область
11.02.08Игры закончились - остались VIP-клубы
11.02.08Хотели как лучше, а попали в `Десяточку`
11.02.08Картбланш - турбизнесу
Туризм в Новгородской области поддержат на законных основаниях
19.11.07Поморский `ренессанс`
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru