Конфликт между петербургскими ОАО `Невский завод` и ОАО `Компрессорный комплекс`, ставший в начале июня предметом публичного обсуждения в СМИ, высветил проблемы уникального производства, утрата которого может привести к полной зависимости важнейшей отрасли российской экономики от импорта сложного оборудования.
История с географией
Невский завод был основан как судостроительный в 1857 году двумя русскими золотопромышленниками на месте небольшого механического производства и получил название `Невский литейный и механический завод Семянникова и Полетики`. За долгую историю (29 июня на заводе будут отмечать его 150-летие) выпускал самую разную продукцию. В активе предприятия - первые отечественные броненосец и паровоз, а в прошлом веке он был полностью перепрофилирован для нужд энергомашиностроения. Начиная с 1952 года, завод стал ведущим российским производителем газовых турбин и газоперекачивающих агрегатов для магистральных газопроводов.
Оборудованием, изготовленным на `Невском заводе`, оснащены десятки металлургических и химических предприятий в разных странах мира, а сотни агрегатов для газовой отрасли до сих пор успешно действуют на многих континентах. Его особенностью всегда являлся полный цикл производства - от разработки оборудования в соответствии с новейшими техническими достижениями до его монтажа `под ключ` у заказчика.
Для выполнения этих задач завод имел все необходимое, начиная с собственного научно-исследовательского центра, ставшего школой для сотен инженеров и конструкторов, и завершая производственными цехами с уникальным дорогостоящим оборудованием для изготовления сложных деталей и узлов. До недавнего времени `Невский завод` обладал непререкаемым мировым авторитетом в своей области и не раз выигрывал тендеры у таких грандов, как AEG, ABB, `Сименс` и `Дженерал электрик`.
В конце 1980-х объемы производства на ГП `Невский завод` имени В. И. Ленина по известным причинам снизились и, стремясь уменьшить издержки, его руководство приняло решение наделять цеха самостоятельностью. Единственным подразделением, которое прошло тернистый путь приватизации до конца, оказалось компрессорное: еще в 1995 году ОАО `Компрессорный комплекс` выкупило в собственность занимаемый им на территории ОАО `Невский завод` земельный участок (3,7 га) и, создав собственное конструкторское подразделение, фактически стало полностью независимым. С тех пор пути двух ОАО разошлись: сейчас объемы их кооперации ничтожно малы.
Приворотный конфликт
В то время как ОАО `Невский завод` из-за административной чехарды и смены собственников теряло былую силу и авторитет одного из лучших мировых производителей оборудования для газовой отрасли, `Компрессорный комплекс` прогрессировал. Дошло до того, что он кредитовал своего родителя, помогая переживать организационные неурядицы.
Все в их отношениях было спокойно до февраля 2007 года, когда нынешний генеральный директор `Невского завода` Геннадий Локотков предложил владельцам `Компрессорного комплекса` продать 51% его акций руководимому им предприятию. На что получил отказ. После этого появилось другое предложение: оборудовать отдельный въезд. Но выполнить это решение было невозможно, поскольку территория комплекса полностью окружена заводской.
Пик конфликта пришелся на 1 июня: с этой даты `Невский завод` решил взимать с `Компрессорного комплекса` плату за въезд через его ворота автомобилей и железнодорожных вагонов (от 100 до 500 рублей), что немедленно было расценено руководством комплекса как попытка оказать давление при принятии остававшегося в силе предложения о приобретении контрольного пакета акций успешного производства и даже как рейдерский захват.
Однако банальный, казалось бы, спор хозяйствующих субъектов имеет гораздо более серьезное значение не столько для его непосредственных участников, сколько для экономики Петербурга и страны в целом.
Что умеем, не храним?
Есть ли у ОАО `Невский завод` будущее? Несомненно. Учитывая огромное количество произведенного им оборудования, одни только перспективы его модернизации оцениваются специалистами в сотни миллионов долларов. Главный заказчик, ОАО `Газпром`, ощущает потребность в таких работах и готов платить. Не говоря уж о новых разработках, необходимость которых очевидна.
Все это возможно в том случае, если и у руководства предприятия, и у облеченных государственной властью людей есть желание возродить былую силу завода и, в конечном счете, не попасть в зависимость от импорта высокотехнологичного оборудования. Вместо того чтобы развертывать новые `отверточные` производства, предполагающие только сборку, мы могли бы сохранить то, в чем традиционно были очень сильны и сами служили примером для подражания.
Возможен и другой подход: поглотить `Компрессорный комплекс` и получить юридически единый земельный участок. А затем, доведя `Невский завод` до банкротства, удачно продать большой (около 60 га) кусок земли, пока принадлежащий городу и используемый заводом на правах аренды, девелоперам, которые очень быстро пустят на этой территории деньги в рост. Сейчас в России, в Петербурге так поступают сплошь и рядом.
Кто-то обогатится, но страна-то обеднеет, потому что в данном случае речь идет о несопоставимых ценностях. По большому счету, на кон поставлена экономическая независимость страны в этой сфере. Конечно, полностью потеряв уникальное производство, можно на барыши от продажи газа дорого покупать газоперекачивающее оборудование у былых конкурентов завода. Только по-хозяйски ли это будет?
При таком подходе мы легко можем оказаться на технологических задворках цивилизации.
Мнения экспертов
Арнольд Кринский,
эксперт-консультант ОАО `Невский завод`, бывший главный конструктор предприятия, лауреат Ленинской премии:
- Нынешнее состояние предприятия печально: значительная часть уникального оборудования распродана, закрыты целые производства. В результате многое из того, что раньше изготавливалось на заводе, сейчас делается на заказ на других предприятиях, в том числе - зарубежных. В настоящее время на `Невском заводе` практически занимаются только ремонтом старых агрегатов, поскольку новых самостоятельно изготовить уже не могут. Растерян и потенциал специалистов, которые за годы невостребованности покинули завод.
Складывается такое впечатление, что сейчас речь идет скорее об освоении территории, чем о возрождении флагмана энергомашиностроения. Вместе с тем нельзя говорить о том, что у `Невского завода` нет заказов: они поступают регулярно, и при желании предприятие вполне могло бы вернуться к былым объемам производства. На мой взгляд, для этого необходимы четкая позиция властей и реальная помощь со стороны государства, которое должно быть кровно заинтересовано в развитии такого уникального научно-исследовательского и производственного объекта.
Анатолий Сударев,
генеральный директор ООО `Научно-инженерный центр `Керамические тепловые двигатели им. А. М. Бойко` (НИЦ КТД), бывший руководитель экспериментально-исследовательского отделения ОАО `Невский завод`:
- По-моему, в данном случае речь должна идти о стремлении сохранить не только уникальное предприятие, но и целую инженерно-конструкторскую школу в области энергомашиностроения. Ведь завод реализовывал идею от начала до конца, для чего в его структуре существовали научно-экспериментальные подразделения, способные разрабатывать и испытывать высокотехнологичное оборудование на уровне передовых мировых достижений. Это позволяло экпортировать как агрегаты, так и технологии, на равных соперничая с конкурентами.
В настоящее время, несмотря на существующие проблемы, на `Невском заводе` еще сохранился определенный научно-технический потенциал, есть и способные молодые специалисты, которые прошли школу у тех, кто создавал славу предприятия. Для того чтобы реализовать этот потенциал, нужны желание двигаться вперед и помощь государства, выраженная в конкретных делах. Если этого не произойдет сейчас, восполнить потерю будет практически невозможно.
|