Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

`Fashion buyer` - редкий вид: хватай, а то убежит! - ЭиВ N 22 (657)
РЕСУРСЫ И ИНТЕРЕСЫ
`Fashion buyer` - редкий вид: хватай, а то убежит!
No. 22 (657) 18.06.2007
Евгения КАЙДАНОВА
Не так давно на рынке труда обозначилась новая тенденция: наибольшим спросом среди работодателей стали пользоваться специалисты, которые могут эффективно работать на стыке нескольких дисциплин.

Пока образовательные программы, учитывающие это новое требование рынка, только начали появляться, и работодатели, которым сотрудник-многостаночник `нужен вчера`, только через 5-6 лет смогут получить молодых специалистов без опыта работы, а самостоятельными профессионалами они станут еще через пару лет после окончания учебы.

Одним из таких дефицитных специалистов в сфере легкой промышленности является fashion buyer (FB) - приблизительный перевод наименования профессии которого звучит как `закупщик товаров для модного магазина`.

Примечательно, что FB работает на стыке даже не двух, а трех-четырех дисциплин, владение каждой из которых предполагает наличие образования или объемного сводного курса, который в России пока не преподает ни один вуз.

Понятие о традиционных обязанностях современного FB состоит из закупки товаров (тканей, одежды, обуви, аксессуаров) для магазина или производства в соответствии с его концепцией, общей рыночной ситуацией, прогнозом изменения потребительских предпочтений на длительный срок (что предполагает анализ сегмента, в котором работает компания), а также - с модными тенденциями (необходимо умение оценивать товары с точки зрения дизайнера одежды). Они покупают ткани, посещают показы мод и могут оценить тенденции моды и предложить новые идеи

Таким образом, FB - это маркетолог, дизайнер, модельер и экономист в одном лице. Ко всему перечисленному обязательным дополнением является владение одним-двумя иностранными языками, так как FB приходится вести переговоры с иностранными производителями и продавцами. Если FB предстоит работать на производстве, то он также должен хорошо разбираться и во всех процессах производства одежды; у некоторых производителей FB отслеживает и логистику товара, контролирует сроки его поступления на склад. От этой кадровой позиции зависит не только `товарный имидж` компании, но и ее прибыль, подчеркивают эксперты.

Представители легкой промышленности России и СЗФО, в частности, говорят, что FB в России редки, в основном работают в Москве, в Петербурге их найти сложно, а в регионах - невозможно вообще. Для HR-специалистов поиск кандидата на позицию FB по всем названным причинам - также задача не из простых, поэтому отраслевики и HR-сектор вынуждены фактически вырабатывать совместные пути решения проблемы подбора этих редких специалистов.

Дефицит квалифицированных кадров уже стал привычным явлением. И если сферы PR, маркетинга, продаж, дизайна всегда считались благополучными, по сравнению, например, со сферой производства - так как услуги специалистов в них оплачивались на порядки лучше, и желающих работать там всегда было больше, - то сейчас можно поставить под сомнение это, как оказывается, видимое, благополучие.



Мнения экспертов



Ольга Челобанова,

руководитель службы сбыта ЗАО `Трибуна`:

- К сожалению, сегодня таких специалистов в России практически нет. Иностранный термин начинает приживаться в отделах закупок модных магазинов, но должностные обязанности часто расходятся с названием должности. Большая часть представителей этой профессии производит свои закупки, основываясь на спросе, не прогнозируя изменения предпочтений потребителей на рынке на год вперед, что приводит к финансовым потерям и покупателя, и производителя, так как последний ориентируется на заявки закупщиков.

Введение позиции fashion buyer для работы в фирменном магазине от производителя - двояко. При разработке коллекции дизайнеру должны быть даны ориентиры покупательских предпочтений: мода и массовое производство в России - разные вещи. На производстве идеальный дизайнер - это FB. Но на деле такого практически не бывает, поэтому пока каждый производственный блок должен содержать сильный штат маркетологов.



Ольга Куц,

руководитель отдела персонала петербургского филиала Управляющей компании `Фирма ЭНРОФ` (Mexx, Calvin Klein Jens, Topshop Россия):

- После экспансии торговых сетей модной одежды на российский рынок появилось название fashion buyer; сначала ими были `челноки`, а с развитием рынка к людям этой профессии стали выдвигать более высокие требования. Такие специалисты в равной степени нужны и для производства, и для торговых сетей. Действительно, на рынке труда есть дефицит этих работников. В Москве таких специалистов больше.

В Петербурге и регионах торговые фирмы часто являются филиалами, а их специалисты по закупкам работают в центральном офисе - в Москве. Подбор FB именно этим и затруднен; кроме того, профессия относительно новая, требования к специалисту высокие. Помимо образования, знания иностранного языка, FB должен обладать вкусом, умением вести переговоры, пониманием нюансов fashion индустрии, а это приходит с опытом, поэтому очень часто организации идут по пути `выращивания` такого специалиста внутри компании.



Светлана Катаева,

генеральный директор Группы поиска персонала `ТРИЗА Exclusive - Санкт-Петербург`:

- Найти хорошего fashion buyer сложно: свободных успешных специалистов на рынке труда нет. Остается два варианта: вырастить FB из числа сотрудников или `перекупить` из других сетей. При невозможности найти необходимого готового специалиста мы рекомендуем обратить внимание на сферу, откуда FB изначально появился: маркетинг (закупки/PR). Это также может быть собственник или менеджер небольшого бутика, который занимался закупками и часто ездил в командировки за рубеж; маркетинг/PR-менеджер fashion индустрии.

В нашей практике позицию FB заказывали розничные сети модной одежды, HR-менеджеры которых имели четкое представление о том, кто им нужен. Но, кроме обязательных требований, оговаривались пожелания к личностным характеристикам кандидатов. FB должен быть активным, контактным человеком, `тусовщиком`, потому что отслеживание постоянно меняющихся трендов предполагает множество встреч, посещение различных мероприятий. Это не только работа, но и образ жизни.



Елена Тарасова,

концептуальный менеджер торговой сети Befree:

- Поиск таких профессионалов для нас - серьезная проблема: в России не существует учебных заведений, в которых бы обучали профессии fashion buyer. Потому FB - это, как правило, специалисты, которые стали таковыми по воле случая и собственного желания. Имея опыт работы с рекрутинговыми компаниями, мы пришли к выводу, что FB проще вырастить внутри компании, а не приглашать специалистов со стороны, например, из фирм, занимающихся женской одеждой. Специалисту же из конкурентной среды, так же как и новичку, потребуется масса времени на понимание концепции, появление той самой `товарной интуиции`, которая является залогом успеха.

Очень часто только опыт продаж конкретного продукта в конкретной сети помогает избежать будущих ассортиментных ошибок. И приобретение этого опыта требует времени как от человека, уже работавшего в этой системе, так и от человека, недавно вступившего в мир модного бизнеса. Для того чтобы профессиональный рост наших специалистов происходил качественно и быстро, мы предпочитаем использовать опыт лучших консультантов Европы.



Екатерина Протасова,

консультант компании AVANTA Personnel:

- Часто функции отделов маркетинга и закупок пересекаются: оба направления преследуют одну цель: представить в магазинах нечто оригинальное и выгодно это продать. Как правило, оба отдела работают совместно, но инструменты в работе и зоны ответственности у них разные. Очень часто мы работаем с клиентами, совместно определяя круг обязанностей, корректируем требования и условия, думаем, как правильнее назвать ту или иную позицию.

Безвыходных ситуаций не бывает, и если искомого специалиста нет - значит нужно что-то поменять, чтобы он появился: или требования к опыту, или размер вознаграждения.

FB в Петербурге очень мало, они редко выходят на рынок труда, это достаточно узкий сегмент, где все друг друга знают, однако можно снизить требования с обязательного опыта в закупках до управления магазином одежды или белья, например. Директора, администраторы хорошо знают ассортимент своих магазинов, принципы формирования коллекций, выкладки, ценообразования. Но тут может быть одна загвоздка: отсутствие знания английского языка, который, как правило, необходим для FB.



Другие материалы рубрики
РЕСУРСЫ И ИНТЕРЕСЫ
15.12.08Корпоратив или премия по итогам года?
15.12.08«Левая» бутылка
Нелегальная алкогольная продукция занимает сегодня половину вологодского рынка
15.12.08Лидера просят поделиться
25.02.08Прирастать внешними связями?..
В российско-белорусское сотрудничество вовлечены приграничные районы соседних стран
25.02.08Вода, как слеза, чиста
На реализацию проекта `Чистая вода`, стартовавшего в Новгородской области два года назад, в наступившем году будет выделено более 3 млн рублей
25.02.08Европалата поможет Пскову
Псковская область вошла в число пяти субъектов РФ, где будет реализован проект Европалаты
25.02.08В Петербурге на Охте навели порядок
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru