Кто-нибудь видел на прилавках товар под названием `Колбасная продукция`? Я - нет. Тем не менее если есть `Кофе` и `Эрзац-кофе`, то вполне могут быть колбаса и псевдоколбаса, особенно если учесть ситуацию на рынке мясопродукции Вологодской области.
- Как специалист, я не могу понять, - сказал главный инженер Вологодского мясокомбината Николай Головкин, - как может колбаса `Докторская` из Великих Лук, которую я видел на одном из городских прилавков, стоить 70 рублей за килограмм?
На вологодских прилавках, правда, можно видеть еще более любопытное: местную колбасу `Докторская` стоимостью 170 руб. за кг и вареную колбасу по... 64 руб. за тот же кг, произведенную в райцентре, расположенном от Вологды почти за 500 км.
В департаменте продовольственных ресурсов администрации Вологодской области характеризуют это `форменным балаганом`. Начальник отдела мясной и молочной промышленности Любовь Малек объясняет парадоксы пробелами российского правового поля. Дело в том, что действующее законодательство, в первую очередь - Закон РФ о техническом регулировании, позволяет производителям мясопродукции использовать одновременно и национальные брэнды, и создавать собственные.
Сделано это, в принципе, из благого намерения, потому, по договоренности с потребителем, производитель вправе выпускать колбасу, скажем, с вкраплениями либо сыра, либо паприки, что и будет его фирменным товаром.
Однако эта свобода дает простор и недобросовестному изготовителю. Во-первых, он может в своих интересах использовать советские `брэнды`, что, собственно, и происходит. Например, к той же `Докторской` можно добавить слово `новая`, только набранное гораздо более мелким шрифтом. И продавать такую колбасу не за 170 руб., а, скажем, за 130.
Удешевляя продукцию, производитель, безусловно, облегчает себе доступ на торговые полки и повышает уровень реализации. Однако более низкая цена достигнута за счет того, что продукт может быть изготовлен с нарушением стандартов, а потому представляет угрозу здоровью потребителя. Слово `стандарт` употреблено скорее условно. Стандарт содержания мяса в колбасе существует. Однако он лишь рекомендательный.
По существу, изготовитель той же `Докторской` освобожден от обязанности информировать, что входит в состав произведенной им колбасы. Это значит, что он вправе использовать рецепты, созданные на основании разработанных им же технических условий. Сколько в его колбасе мяса, а сколько неприродных компонентов - тайна за семью печатями. Но такой порядок удобен и производителю, и разветвленной сети кооперации.
Проблема еще и в том, что сегодня завоз мясопродуктов в Вологодскую область составляет 27% - на 2% выше, чем было примерно год назад. Есть точка зрения, что скандал с польским мясом отрицательно сказался на работе местных производителей. Сами они, использующие 70% собственного сырья, думают иначе. Для них гораздо большую опасность представляют крупные отечественные производители, которые используют пробелы в законодательстве для фокусов с ценами на эрзац-колбасу.
Пока жители области традиционно предпочитают свои товары. Но при анализе рынков российских мегаполисов местные специалисты утверждают, что в ВТО, по существу, страна уже вступила. Западные инвесторы вкладывают средства в российскую переработку мяса, супермаркеты Москвы и Петербурга вовсю предлагают импортную мясопродукцию. Еще лет 10-15 провинция, где консервативные традиции сильнее, будет предпочитать свое. Что будет дальше, когда подрастет новое поколение, - сказать трудно. Так что, пока не поздно, надо наводить порядок в производстве и торговле собственной колбасой.
|