Деятели культуры по-разному отвечают на этот вопрос.
Толерантность - слово, которое сегодня не сходит с уст политиков и чиновников всех уровней. То и дело слышатся призывы: быть толерантными, терпимыми к людям других национальностей, разных вероисповеданий.
Образовался даже Международный фонд гуманитарных исследований `Толерантность`, который выступил организатором международной конференции `Взаимодействие культур и цивилизаций: диалог или конфликт?`, прошедшей в Юсуповском дворце. Самое удивительное, что на открытии из заявленных высоких чиновников, из тех, кто более всего говорит о толерантности, не было никого. Политических VIP-персон представлял только иорданский принц Эль Хасан бин Талал - председатель Форума арабской мысли и сопредседатель фонда `Толерантность`.
Надо сказать, сложившаяся ситуация сыграла в пользу конференции. Иорданский принц говорил об общих проблемах, но живо, интересно. А обстановка, в которой началось пленарное заседание, оказалась по-настоящему непринужденной, не было некоей заданности направления мыслям и речам.
С Достоевским не все согласны
Впрочем, участникам этой конференции невозможно задать направление. В Юсуповском дворце собрались люди, которые сами являются властителями дум. Об истоках и сущности современной нетерпимости говорил народный артист России, режиссер Андрей Кончаловский. Свои мысли он часто подкреплял цитатами из произведений Пушкина, Горького, Солженицына, которые придавали убедительности его речи.
`Правда очень редко бывает удобной`, - ссылался Кончаловский на Горького, говоря о неразвитом сознании крестьян, о роли взятой из Византии религии, требующей идеализации власти, в отличие от римско-католической веры, при которой стало возможным рождение буржуазии и, как следствие, - граждан своих стран. Ибо, по мнению режиссера, крестьянское сознание мешает людям от сохи становиться гражданами в полном смысле этого слова, поскольку `крестьянское сознание - противовес государственному и это нельзя не учитывать`. Это, конечно, `неудобная правда`.
Неудобная правда заключается и в том, что европейцы также нетерпимы к проявлениям непонятных для них национальных особенностей. Желание создать универсальные ценности наталкиваются на препятствия со стороны ассимилировавшихся граждан, прибывших из Азии или Африки. А препятствия эти связаны с глубинными корнями национальных культур и особенностей.
Создание образа врага - это тоже проявление нетерпимости. И в этом, пожалуй, более всего преуспевают США. `Есть американские фильмы, - сказал А. Кончаловский. - В них после коммунистов врагами становятся арабы`. Это, по его мнению, происходит от непонимания исламской культуры и нежелания ее понять. Арабы, таким образом, становятся символами врага.
`Невежество - мать надменности`, - произнес поучительную мысль Кончаловский и... не согласился с Достоевским в том, что красота спасет мир. - `Это неправда, потому что мир спасет страх уничтожения`.
Кто я?
С этим категорически не согласился народный артист СССР Реваз Чхеидзе, создатель незабываемого фильма `Отец солдата`, на котором не одно поколение воспитывалось в духе толерантности, хотя этого слова в 1960-80-е годы практически никто не знал.
Несогласие - не признак неприемлемости позиций состоявшимися людьми. Напротив, спорность высказываемых точек зрения только и может способствовать выработке каких-либо подходов к проблеме, перед которой стоит весь мир. А проблема-то в том, что во всех странах, на всех континентах люди идентифицируют себя. Но как?
Доктор психологических наук, заведующий кафедрой МГУ `Психология личности` Андрей Асмолов к месту вспомнил прекрасного русского советского писателя Владимира Тендрякова. Тот характерно, по-северному окая, говорил: `В наших вологодских лесах никогда не водилось евреев, и не любили их так же, как негров или китайцев`. И добавил, что Тендряков таким образом объяснял изначальную нелюбовь к чужакам незнанием их и, следовательно, непониманием.
Вот и сегодня не в вологодских лесах, но в мегаполисах люди идентифицируют себя так: я - американец, я - еврей, я - китаец, я - француз. Но важнее другая идентичность: кто я как человек? Национальная принадлежность и гражданство должны отойти на задний план. И тогда на первый план выйдет человек! И вот тут важнейшая роль принадлежит культуре.
Как правильно отметил директор музея-заповедника `Ясная Поляна` Владимир Толстой, `экономика - всегда территория недоверия. Надо сделать, продать, иногда при этом обмануть` (вспомним вновь Горького: `правда редко бывает удобной` - А. Е.). Культура же - общая территория. Произведения художественного творчества создаются для того, чтобы поделиться ими`.
Толстого поддержал Михаил Лермонтов, советник министра культуры России: `Искусство формирует реальность, в которой мы живем. Сила слова и образа конструируют реальность`.
Не будем розовыми оптимистами!
Своеобразный итог диалогу о месте культуры в воспитании толерантности подвел писатель Чингиз Айтматов, который занимает пост полномочного посла Киргизии в Бельгии. Он отметил, что `воспитывать неприязнь, ненависть проще всего`. Гораздо труднее воспитывать терпимость. Когда-то, вспомнил он, была ходовая фраза-призыв: `За мир во всем мире!`. Сегодня, по мнению Айтматова, на деле `толерантность должна превратиться в манифест века`.
То, что до этого пока далеко - факт. И это подтвердил опять-таки в частной беседе российский философ Александр Пятигорский, проживающий уже много лет в Англии. Он вообще заявил, что постановка вопроса `диалог или конфликт?` не верна.
`Это пустые и шаблонные слова, которыми невозможно отразить сложнейшую реальность мира, - сказал Александр Моисеевич и добавил: `не будем розовыми оптимистами. Едва ли не половина людей культурных, образованных хотят драки, а не разговора за круглым столом. Далеко не все хотят мира`. Слова философа Пятигорского нашли некоторое подтверждение на конференции. Главный редактор `Московских новостей` Виталий Третьяков в разгар полемики о месте России в Европе прямо заявил, что `нельзя быть вечно толерантным`, и если сосед хамит - ему можно перекрыть, например, газ.
Во время работы `круглых столов` был затронут широчайший спектр вопросов и проблем, которые касались и миграционной политики, и демографии. Словом, конференция не оказалась мероприятием `для галочки`. И это - самое главное. В ней принимали участие не только люди, умеющие красиво и умно говорить, но и умеющие внимательно слушать и воспринимать чужое мнение. Значит, польза должна быть.
Полиморфизм - единственная возможность существования природы в ее многообразии. Об этом всем напомнила поэтесса Белла Ахмадуллина. Человек - часть природы, следовательно, только в культурном многообразии возможно единение жизни нашей планеты. Не будем об этом забывать.
|