Для анализа использованы данные по 42 предприятиям различных отраслей и сфер деятельности, которые привлекают инвестиции на фондовом рынке, эмитируя облигации. Все они расположены на Северо-Западе России или организаторами и андеррайтерами их облигационных займов являются профессиональные участники рынка ценных бумаг, зарегистрированные в нашем регионе.
На графике 1 представлены объемные показатели. Под планируемыми понимаются займы на всех этапах реализации: принятие решения уполномоченным органом эмитента, регистрация эмиссионных документов, определение даты размещения.
С 2005 года переходят неразмещенные по тем или иным причинам выпуски облигаций. Это усугубляется новогодними каникулами. Одновременно начинается планирование займов, которые предполагается разместить в дальнейшем. Они представлены на графике неразмещенных займов. Этот нависающий над рынком объем эмиссий, которые планируется разместить, является одним из основных факторов, определяющих как время размещения, так и цену заемных средств.
На графике неразмещенных займов явно выделяются несколько периодов: интенсивная деятельность в начале года, потом период снижения деловой активности - отпускной сезон, затем подготовка к следующему году, когда идет планирование займов, которые будут размещать в начале следующего, в данном случае - 2007 года.
В 2006-м после размещения прошлогодних займов, в феврале не было ни одного размещения, потом процесс стабилизировался на уровне размещения облигаций в объеме 2,5-5 млрд руб. в месяц.
По графику неразмещенных займов нетрудно спрогнозировать рост и развитие в этом году облигационного рынка. Почему и для чего он будет развиваться?
Весь вопрос в цене, динамику которой иллюстрирует следующий график. Ценой в данном случае является величина купонных выплат по облигациям, выраженная в процентах к номиналу.
В центре графика почти прямая линия ставки рефинансирования ЦБ РФ. До 26 июня 2006 года она была равна 12%, затем ставка была установлена в размере 11,5%. На графике с апреля отчетливо видно то, что в технике называется `переходный процесс`. К концу года ситуация стабилизируется. Средний купонный процент, определяемый на аукционах по размещению, примерно равен ставке ЦБ.
Верхняя и нижняя границы диапазона или линии поддержки и сопротивления для каждого эмитента определяются множеством факторов: финансовым положением, его публичной кредитной историей, положением на фондовом рынке, параметрами конкретного займа, временем размещения и еще многим другим.
Теперь о цене вопроса. Ставка рефинансирования ЦБ РФ по определению - норма процента, взимаемая ЦБ при предоставлении ссуд коммерческим банкам. Из графика видно, что предприятия могут на рынке заимствовать средства по такой же цене, что и банки у ЦБ, то есть минуя их посредничество. Это выгодно.
Из приведенной ниже таблицы видно, что и банки делают эмиссию облигаций. Им-то зачем? Дело в том, что ЦБ РФ предоставляет кредиты на срок до одного года. Банкам нужны более `длинные` деньги. Чтобы с выгодой для себя кредитовать промышленные и торговые предприятия. А сроком обращения облигаций в пять лет никого не удивишь.
В сводной таблице приведены данные о размещенных в 2006 году облигационных займах. В столбце `%` указана величина первого купона, определенная в результате аукциона по первичному размещению. Это исходная точка, точка отсчета для последующих расчетов, методика которых заложена в эмиссионных документах. Это ставки и периодичность выплаты последующих купонов, реальная доходность к оферте (если таковая имеется) или погашению, величина накопленного купонного дохода при совершении сделок купли-продажи облигаций.
Итого размещен 21 облигационный заем. Средняя по выборке купонная ставка на аукционах первичного размещения составила 11,45%, при ставке рефинансирования ЦБ РФ 11,5%.
В завершение еще несколько интересных цифр. Объем запланированных в 2006 году, но не размещенных займов составил 26,5 млрд руб. Объем размещенных займов - 24,2 млрд руб. Эти показатели сопоставимы. В то же время остались неразмещенными и перешли на текущий 2007 год займы в объеме 13,9 млрд руб.
Дело в том, что мониторинг ведется с 1 января 2006 года. Ни к чему рассчитывать, какой объем запланированных, но неразмещенных займов перешел с 2005 года в 2006-й. Гораздо важнее, что по объему первичных размещений 2007 год вряд ли уступит 2006-му, но при этом необходимо иметь в виду также постоянно растущий вторичный рынок облигаций.
Учитывая макроэкономические показатели, есть все основания полагать, что с помощью размещения облигаций предприятия в силах самостоятельно решать вопросы долгосрочного финансирования своей деятельности и развития.