С начала года активно обсуждают тему низких темпов потребления молочной продукции. А вопросом ее качества теперь будут совместно заниматься производители и государство. Также появились предпосылки, позволяющие говорить о будущем позитивном развитии средних и мелких предприятий молочной отрасли, которые с начала эпохи укрупнений/слияний приобрели статус аутсайдеров рынка.
По официальным данным (МЭРТ) I квартал завершился для отрасли удачно: производство молока в хозяйствах всех категорий увеличилось на 2%, в том числе в сельхозорганизациях - на 3%, в хозяйствах населения - на 0,5%, в крестьянских (фермерских) хозяйствах и у индивидуальных предпринимателей - на 8,5%. В сельхозорганизациях рост производства молока был достигнут за счет повышения надоя в расчете на одну корову молочного стада на 64 кг или на 8,2%. Практически прекратилось сокращение поголовья крупного рогатого скота.
Пейте, люди, молоко!
Эксперты - как представители государства, так и производители - сходятся во мнении, что основными факторами, тормозящими развитие рынка молокопродукции, являются, во-первых, низкий уровень ее потребления (в 2006 году на душу населения оно составило 250 кг, при рациональной норме 392 кг), во-вторых - отсутствие потребительской культуры. Последнее обстоятельство, подчеркивают эксперты, начало формироваться давно, когда на отечественном рынке появились новые продукты, которых советский покупатель не знал: йогурты, молочные напитки, различные творожки и прочее.
В СССР ассортимент молокопродукции ограничивался сметаной, творогом, молоком, кисломолочными напитками, зато существовала традиция их активного потребления. Теперь знакомые потребителям еще в `дорыночный` период продукты заменяют различные новые `околомолочные` напитки, десерты, `творожки` в красочных упаковках; не последнюю роль в смещении потребительских предпочтений в сторону `новой молочной продукции` играет и реклама. А, между прочим, далеко не каждый такой продукт является молочным.
По мнению многих экспертов, если мероприятия государства и отраслевиков по пропаганде потребления здоровой молокопродукции будут активно осуществляться, то средние и мелкие предприятия отрасли дадут фору предприятиям-гигантам.
Качество молокопродуктов напрямую зависит от сроков реализации: крупные производители работают в масштабах всей страны, до конечного потребителя их продукция преодолевает большие расстояния. А небольшие заводы способны обеспечить местных жителей свежей, биологически ценной молочной продукцией.
Обжегшись на молоке
Вопрос качества, полезности, экологичности продукции обсуждался в последнее время очень бурно. Не могла остаться незаметной роль общественных некоммерческих организаций (ОНО), делающих проверки качества продукции и выдающих различные сертификаты, призванные, как утверждают ОНО, лучше продвигать продукт-медалист.
Одни эксперты полагают, что такую ситуацию породили пробелы в законодательстве, которые дают поводы для спекуляций со стороны ОНО: проверка может проводиться по заказу, в том числе - конкурентов производителя, и содержать недостоверные данные. Другие считают, что проверки независимых специалистов нужны и не являются пристрастными.
Но, похоже, государство берет ситуацию в свои руки. Сейчас молоко производится по ГОСТам, действовавшим еще в СССР, производители используют свои ТУ, но вскоре все они будут заменены техническим регламентом на основе стандартов и требований ВТО. Новые нормативы подразумевают
жесткие трактовки: например, продукт, содержащий растительные жиры, производитель уже не сможет назвать ни `сметана`, ни `сметанка`, как это делают сегодня.
В апреле глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко призвал законодательно вывести восстановленное молоко из перечня натуральных продуктов и называть его `молочным напитком`. При его изготовлении цельное молоко подвергается термической обработке, в результате которой `белок рушится, и остаются только обломки, способствующие при употреблении аллергизации организма`, - подчеркнул Г. Онищенко.
Новый ГОСТ установил срок годности кефира - 5 суток. С февраля вологодский губернатор Вячеслав Позгалев запретил в школах и детских садах использование порошкового молока, в чем был поддержан первым вице-премьером Дмитрием Медведевым. Похоже, отраслевикам придется вскоре играть по новым правилам.
Мнения экспертов
Владимир Лабинов,
исполнительный директор Российского союза предприятий молочной отрасли (Москва):
- Союз считает, что до 20% молочной продукции, представленной на торговых полках, не соответствует требованиям нормативных документов, по сведениям Роспотребнадзора, эта цифра составляет 15%.
Проверки на предмет качества молокопродукции, которые проводят различные общественные организации, используют ся как элемент конкурентной борьбы, а для самих проверяющих организаций это - просто бизнес. Они якобы исследуют продукцию, выдают сертификаты, значки качества и прочее, но их деятельность, хотя формально законна, иногда напоминает шантаж: например, за материальную компенсацию они обещают не разглашать найденные нарушения.
Результаты подобных проверок и сертификаций только дезинформируют население. Проверяющие организации ориентированы на крупные компании, которые придают большое значение информации о себе, выходящей в свет, и легче расстаются с деньгами. Мелкие производители их не интересуют. Дополнительные системы добровольной сертификации не нужны, у нас в стране она хорошо организована, да и конкуренция заставляет производителей выпускать качественную продукцию. Необходимо повысить эффективность госнадзора в сфере оборота продукции.
Игорь Подлипенцев,
президент ОАО `Севзапмолоко`,
президент СМП, кандидат экономических наук:
- Сегодня менее десятка торговых сетей контролируют 70-80% товарооборота, требуя от переработчиков минимальной цены и максимального срока годности продукта. Нам прямо говорят: сделайте продукт из чего угодно, только чтобы глазированный сырок стоил 1,50 руб., а литр молока - 11 руб. с доставкой. Но эти требования невыполнимы: закупочная стоимость натурального молока составляет 9 руб. Нашу биологически ценную продукцию `выводят из матрицы`, на ее место ставят продукты, привезенные издалека, и, вероятно, сделанные `из чего угодно`.
Продукты с дрожжевыми заквасками (кефир, айран) предлагаются со сроком годности от 2 до 9 месяцев. Специалисту очевидно, что если дрожжи в закваске есть, за такой срок они `взорвут` любую упаковку, кроме специальной стеклянной, а если нет - это не кефир и не айран.
Это не столько вина производителя, сколько следствие самоустранения государства от регулирования рынка питания. Пора создать государственную программу здорового питания. Принятый Федеральный закон `О сельском хозяйстве` и готовящийся Федеральный закон `О торговле` могли бы в этом помочь. Обнадеживает, что в последнее время государственные деятели все чаще говорят о проблеме качества пищевых продуктов, в частности - молока.
Александр Варенов,
начальник отдела развития пищевой, перерабатывающей промышленности и рыночной инфраструктуры администрации Ленинградской области:
- Результаты проверок качества продукции, проводимых общественными организациями, могут использоваться в конкурентной борьбе, но общественные проверки качества необходимы. Можно использовать информацию от всех таких организаций и по принципу среднего арифметического оценивать действительное качество продукта.
Чтобы этот процесс имел позитивную сторону, нужно пропагандировать культуру потребления, информировать потребителей о качественной продукции. Например, продукт не является сметаной, но по вкусовым качествам не уступает и даже превосходит сметану, этикетка гласит `Сметанка`, а его все равно покупают, не беря во внимание ненатуральность и разные добавки в составе.
Цели аграрной политики, применительно к молочной отрасли, таковы: молокопродукция наших производителей выпускается без стабилизаторов и наполнителей, только из свежего натурального молока, используются мягкие режимы термической обработки. Вскоре заработает Ленинградская областная комиссия по обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов, которая не будет пропускать на рынок некондицию. Сейчас мы организуем цикл публикаций и телевизионных программ для населения, где будем рассказывать, как отличить качественный, натуральный продукт от того, который не стоит покупать.
|