Пятнадцать лет назад Борис Ельцин предложил субъектам Федерации брать столько суверенитета и полномочий, сколько они захотят. И этот, казалось бы, популистский призыв остановил процесс территориального распада страны. В наши дни голод на полномочия удовлетворен с лихвой и уже не вызывает прежней эйфории власти. В Ленобласти, например, в ходе реализации реформы местного управления ряд государственных функций передан муниципалитетам
Проблемы местного масштаба
Время показало, что в условиях бюджетной реформы за эффективное исполнение каждого принятого на себя полномочия надо нести и ответственность. Выяснилось и другое обстоятельство. Любое полученное полномочие требует поиска и выделения дополнительных финансовых ресурсов. Но стабильно привлекать в свою `казну` деньги многие органы МСУ пока не научились.
Так, с осени Ленобласть собирается внедрить прогрессивную систему оплаты труда бюджетников. Новые механизмы стимулирования их работы позволят примерно на 40% увеличить среднюю зарплату. Уже в 2008 году потребуется дополнительно на эти цели 1,5 млрд руб.
Ассигнования - значительные, но в Ленобласти готовы их изыскать. Более того, планируют вместе с местными органами власти выделить средства на повышение зарплаты бюджетникам, которые финансируются из муниципальных источников.
Но с муниципальной частью вклада как раз и возникают проблемы. На недавнем заседании областного правительства некоторые главы администраций разве только карманы не выворачивали, чтобы доказать: необходимых финансовых ресурсов у них не хватает.
Если при этом вспомнить, что не без трений со стороны муниципальных властей принимались в области законы о передаче органам МСУ ряда государственных полномочий, в частности, в сфере охраны здоровья населения, то тенденция становится очевидной. Спрос на получение полномочий на местах явно пошел на спад.
Чем же можно в ряде случаев объяснить нежелание местных руководителей принимать груз дополнительных бюджетных обязательств? Причин несколько, в том числе - объективных.
Иждивенчество - бюджетная `болезнь`
С началом муниципальной реформы в 8 раз увеличилось число муниципальных образований в области. Но финансовые потенциалы у все разные. В районах появились поселения, в которых, скажем, удельный вес собственных доходов составляет, соответственно, 96% и 3,4%. И только усовершенствованные механизмы распределения финансовой помощи территориям позволяют области соблюдать баланс удовлетворения потребностей населения разных территорий в бюджетных услугах.
В 2006 году собственные доходы консолидированного бюджета области в расчете на одного жителя составили 20,6 тыс. руб., что вывело его по этому важнейшему показателю в число 20 ведущих регионов. В 2007 году, как сообщили в областном комитете финансов, сумма доходов, приходящаяся на одного жителя, превысит 22 тыс. руб.
С одной стороны, динамика роста бюджетной обеспеченности населения свидетельствует о растущих объемах инвестиций непосредственно в человека. Но с другой - эта тенденция успокоительно действует на муниципалитеты. Порождает у части руководителей своего рода бюджетное иждивенчество. Логика их рассуждений проста: мол, увеличивает область расходы на зарплату бюджетников, пусть и наши обязательства при этом возьмет на себя.
Возникает вопрос: как же тогда быть с предоставленными полномочиями, которых еще 10-15 лет все добивались?
Уроки реформы
Приходится сделать скидку и на юный `возраст` самой муниципальной реформы, которой нет пока и полутора лет. Очевидно, что одна из ее целей - учиться на уровне местного самоуправления зарабатывать деньги, улучшить сбор местных налогов, сохранить и развить хозяйственную инфраструктуру.
Но научить всему этому может только собственный опыт, которого у новых властей еще явно недостаточно. Где-то у них дела идут на лад, где-то совершенно очевидны `прорехи`. К примеру, муниципалитеты быстро научились работать с малым бизнесом. В 2006 году это позволило привлечь в консолидированные районные бюджеты 404 млн руб. по единому налогу на вмененный доход, что на 34% выше показателя 2005-го.
Однако поступления в муниципальные бюджеты по земельному налогу составили лишь 73% от плана. Между тем, именно этот налог с каждым годом будет играть все большую роль в наращивании доходного потенциала территорий. И местные власти не должны быть в стороне от решения актуальных проблем. Речь идет о сборе точной информации о кадастровой стоимости всех земельных участков и числе налогоплательщиков.
Кроме того, в общем объеме налоговых поступлений в местные бюджеты на долю налога на имущество физических лиц приходится всего 1% - этого явно недостаточно.
Сумеют местные власти извлечь уроки из результатов первого года муниципальной реформы - значит, будут в их бюджетах деньги на повышение зарплаты, модернизацию ЖКХ, благоустройство и дорожное хозяйство.
|