В Петербурге и Москве тенденции строительства торгово-развлекательных центров (ТРЦ) различаются. В Петербурге девелоперы стараются не наступать на те же грабли, что и в столице.
В Москве рынок ТРЦ, не дождавшись пика насыщения, если верить исследованиям компании `ЕСЕ Русланд`, тихо вползает в стагнацию. Прежде всего - стагнацию идей: столицу заполонили безвкусно осуществленные проекты. Соответственно и прибыли оказались не теми, на которые рассчитывали девелоперы. Поэтому сейчас они кинулись за помощью к иностранным консультантам. Главный вопрос: чем привлечь в ТРЦ покупателей?
Два кита шведского инвестора
В шведском концерне IKEA полагают, что этой проблемы в Петербурге инвесторы сумели избежать. Рецепт успешной концепции торгового центра заключается, с одной стороны, в индивидуальности проектов, а с другой - в их постоянном изменении. Трансформация торгово-развлекательных центров, которые продвигали поначалу под брэндом IKEA, в комплексы `Мега` - наглядная иллюстрация правила.
Успех шведской модели, которая удачно прижилась в Петербурге, основан на двух китах: первый - попытка оживить процесс приобретения покупок с помощью сопутствующего сервиса (показы мод, концерты, конкурсы, шоу-румы, создание площадок для встреч и общения людей).
Второй кит - привлечение на петербургский рынок вереницы ранее не представленных на нем торговых марок. Без иностранного посредника, который принес с собой привычные на западе стандарты управления недвижимостью и организации розничной торговли, многие европейские ритейлеры и операторы сами еще долго не решились бы выйти на региональный рынок в РФ.
В моде мультиплексы
Конкуренция среди ТРЦ в Петербурге заставляет их владельцев вырабатывать долгосрочную стратегию развития. Одни делают ставку на мультиплексы типа ТРЦ - `стотысячника` Hals Mart (`Лето`). В его создание компания `Галс-Инвест Девелопмент` (входит в ГК `Система-Галс`) готова вложить $106 млн.
Многие инвесторы совмещают торговые помещения с зонами для игр и залами для просмотра фильмов. Расчет - в первую очередь на молодежь. Достаточно типичен пример недавно открытого ТРЦ `Питер-Радуга` (площадь - 24,2 гектара, инвестиции - 100 млн евро), где создан развлекательный комплекс Kinostar City. Его визитной карточкой называют кинозал с экраном высотой почти в пятиэтажный дом. А изображение на экран выводят по технологии IMAX.
В том же русле развивает свои сети под брэндом `Июнь` группа компаний `Регионы`. В Петербурге она построила торгово-развлекательный центр площадью 46,5 тыс. кв. метров (инвестиции - свыше $100 млн), совмещенный с оригинальным кинокомплексом.
Сначала - за покупками, потом - в бассейн
Другие инвесторы пытаются втиснуться в еще не заполненную нишу полноформатных семейных магазинов, в которой пока доминируют торгово-развлекательные центры `Мега`. Третьи стремятся реализовать проекты супермагазинов, торгующих товарами для здорового образа жизни. Соответственно выбирается и пакет сопутствующих услуг.
В этом плане интересен ТРЦ `Гранд Каньон`. Недавно его владельцы (ОАО `Соломон`) удвоили площадь комплекса до 150 тыс. кв. метров за счет встраивания в него нового здания. Там появился развлекательный комплекс `Лидер`, спортивный центр `Лидер-Спорт` и бизнес-центр.
Но процесс модернизации на этом не исчерпывается. Весной дан старт строительству водно-оздоровительного комплекса (5,6 тыс. кв. метров). Намечено соорудить четыре 25-метровых бассейна и бассейн для детей. Предусмотрены кабинеты для SPA-процедур, джакузи и бани (русские, турецкие, римские, финские).
Площадь центра `Лидер-спорт` собираются увеличить до 12 тыс. квадратных метров, а развлекательного комплекса `Лидер` - до 20 тыс. квадратных метров. Один из проектов предполагает создание ледяного катка (не менее 1,8 тыс. квадратных метров), который будет открыт для всех желающих 24 часа в сутки. Расширятся зоны для игры в бильярд и боулинг.
Бизнес-центр возводят рядом с `Гранд Каньоном`. Он будет сочетать в себе офисный комплекс, конгресс-отель (его готовы передать в управление для интеграции в международную гостиничную сеть) и спортзалы.
Генеральный директор ОАО `Соломон` Мусса Экзеков убежден, что сумеет через три года полностью обустроить участок площадью 300 тыс. квадратных метров. Инновации помогут создать инфраструктуру для насыщенного проведения досуга: от покупок и отдыха до оздоровительных процедур и занятий спортом.
При этом М. Экзекова совсем не смущает соседство с другими торговыми центрами: расчет на то, что, побывав в них, покупатели все же придут отдохнуть в `Гранд Каньон`.
И, наконец, в перспективе - наполняемость торговых залов посетителями способен обеспечить отель: ведь надо же где-то туристам провести вечерний досуг. Не ехать же для этого за тридевять земель...
|