Недавно в агентстве Росбалт был представлен документальный фильм тележурналиста Алексея Олиферука `Промарт`. Будет ли он замечен теми, от кого напрямую зависит будущее Петербурга, его облик и целостность городских ансамблей, неотъемлемой частью которых является промышленная архитектура?
Адмиралтейство, без которого Петербург невозможно представить, - это ведь тоже промышленный объект. Верфь. Промышленный объект и Новая Голландия - это лесные склады. Они давно не выполнют своих функций и признаны памятниками архитектуры. Покуситься на них сегодня не посмеет никто. А вот на другие памятники промышленной архитектуры покушаются то и дело.
Под угрозой - многочисленные постройки, ценность которых очевидна, увы, не многим. Водонапорная башня Якова Чернихова на заводе `Красный гвоздильщик` - единственная постройка зодчего, известного своими архитектурными фантазиями. Все его творчество осталось в эскизах, на которых учатся студенты архитектурных отделений в институтах Европы и Америки. А башню новые хозяева объекта готовы обрушить в любое время. Им невдомек, что на территории, на которую они пришли, находится уникальный архитектурный объект мирового значения!
На Петровском острове находятся несколько интереснейших объектов промышленной архитектуры - солодовня на территории пивзавода `Бавария`, фабрика `Канат`, не менявшая своего профиля с момента основания - 1800 года.
Оптимизировать - значит снести
В январе 2007-го инвестиционно-строительная компания `Петрополь` представила мониторинг предприятий исторического центра, который выявил более ста объектов нежилого назначения. По мнению специалистов компании, имущественный комплекс этих объектов `можно оптимизировать`.
Что такое `оптимизация` - горожане знают по изменению в структуре общественного транспорта. Развитие получают автобус и маршрутные такси - транспорт бензиновый, а электротранспорт плавно сходит на нет. То же и в строительстве. Ясно, что инвесторы и строители мечтают освободить территории от объектов, которые, с их точки зрения, не представляют никакой ценности, и возвести на их месте жилые элитные дома либо так называемые общественно-деловые комплексы.
Специалисты `Петрополя` подготовили резюме, в котором перечислены `основные направления по выводу промышленности и коммунально-складских объектов из центра`. Это предполагает `освобождение Петровского острова, северного берега Малой Невы в районе Уральской улицы, берегов Большой Невки, от Большой Невы до Кантемировского моста. Это касается Выборгской, Пироговской и Петроградской набережных, берегов малых рек - Карповки и Ждановки, зоны набережной Обводного канала, а также зоны пробивки Измайловского проспекта и района Московско-Товарной станции`.
Та же компания намерена освоить территорию бывшей Императорской карточной фабрики (проспект Обуховской Обороны, дом 110). На участке расположено 27 зданий. Из них, по плану компании, должен остаться только главный фабричный корпус. Остальное следует снести. На освобожденном месте предполагается возвести жилые дома высотой в 25 этажей.
Инвесторы атакуют
Беда в том, что далеко не все исторически ценные здания в городе имеют статус памятников. И чем дальше от исторического центра - тем сложней ситуация. Надежды на то, что в ближайшее время список памятников промышленной архитектуры пополнится, практически нет. Спасти бы те, что есть!
Из перечисленного выше перечня в худшей ситуации находится карточная фабрика. `Территория проспекта Обуховской Обороны не является охранной. Там лишь одно здание признано памятником. Кроме того, в этой части города нет
ограничений по высоте строительства`, - сказал заместитель председателя КГИОП Борис Кириков на `круглом столе`, состоявшемся по окончании премьеры `Промарта`.
Но даже в охранных зонах здания промышленной архитектуры подвергаются атакам со стороны инвесторов. Как рассказал Борис Кириков, недавно инвестор заказал экспертизу по Невской бумагопрядильной мануфактуре Штиглица (прядильно-ниточный комбинат имени Кирова). По результатам заказной экспертизы, фабрика не представляет никакой ценности. К чести КГИОП, мнение этих экспертов было признано недобросовестным. Впрочем, не стоит удивляться выводам нанятых инвестором экспертов: они выполняли заказ.
Но нет твердой уверенности в том, что удастся отстоять другие памятники. Ведь зачастую здания намеренно доводят до аварийного состояния. Нередко здания разрушают и владельцы предприятий. На Кожевенной линии до недавнего времени стоял симпатичный деревянный дом с мезонином - особняк Мессонье, перестроенный Николаем фон Брюлло в 1885 году. Его больше нет. А ведь он украшал индустриальный пейзаж Кожевенной линии, составлял единый ансамбль с заводскими корпусами.
Нет памятника - нет проблемы
Сегодня наибольшую тревогу вызывают, кроме перечисленных выше объектов, Сестрорецкий и Ижорский заводы. Особенно последний. Нынешние владельцы не хотят понимать историко-культурную значимость Ижорских заводов. Они не хотят охранять то, что охранять полагается по закону.
- Невоспитанность инвестора - вот главная беда, с которой приходится сталкиваться, - подчеркивает Борис Кириков. - Инвесторы считают так: есть памятник - есть проблема, нет памятника - нет проблемы. Поэтому всячески пытаются избавить себя от обременения.
И как предупреждение звучат слова председателя общественного фонда спасения Петербурга - Ленинграда Александра Марголиса: `На наших глазах на рубеже XX и XXI веков была уничтожена историческая Москва. В этом городе было много денег и мало разума. Теперь деньги приходят в Петербург`.
|