В Финляндии 14-15 мая прошли Дни Республики Коми. Деловые отношения между сторонами установлены уже давно, потому в эти дни прошли презентации как уже действующих, так и будущих совместных проектов. Один из самых главных - Белкомур.
Магистраль Архангельск - Сыктывкар - Кудымкар - Пермь (Белое море - Коми - Урал, а сокращенно Белкомур) обеспечит кратчайший выход грузов из Сибири и Урала к Архангельску, Мурманску и портам Финляндии. Общая протяженность дороги составляет 1252 км, в том числе новое строительство - 794 км. Стоимость проекта оценивается в $1,25 млрд.
Строительство Белкомура было начато в 1996 году, а с середины 2002-го - приостановлено из-за прекращения финансирования из бюджетов регионов-акционеров - Архангельской, Пермской областей, Коми-Пермяцкого округа и Республики Коми.
Интерес к Белкомуру в разное время проявляли ЗАО `Коми Алюминий`, предприятия угольной и нефтяной промышленности РК, ОАО `Российские железные дороги` и ряд иностранных инвесторов. Однако серьезного инвестора так и не нашлось.
Республика Коми владеет контрольным пакетом акций компании `Белкомур` - 54,62%. У Архангельской области - 17,53%, у Пермской - 7,34%, у Коми-Пермяцкого автономного округа - 5,02%. Федеральному центру принадлежало 12,44% уставного капитала (25 тыс. акций номинальной стоимостью 1 тыс. руб. каждая).
Этот пакет не раз выставлялся на торги и 30 ноября 2005 года был продан с третьей попытки за 1,5 млн рублей. Но купивший его новый собственник тоже не стал стратегическим инвестором, которого так давно ждут все участники проекта.
Однако все эти годы прямой путь с Урала на Запад оставался в поле зрения властей. И они, по возможности, пробивали его в Кремле, искали отечественных и зарубежных инвесторов и делали ему рекламу. На словах проект поддержан Президентом РФ В. Путиным и Правительством РФ. На прошедшем месяц назад в Сыктывкаре III Северном экологическом конгрессе этот проект тоже обсуждался.
В Финляндии Белкомур презентовал глава Республики Коми Владимир Торлопов. Именно в эти дни в финском городе Кайани состоялся форум `Баренц Линк`. Так назван международный транспортный проект, который реализуют в рамках Баренц Евро-Арктического региона и который призван связать железной дорогой Швецию, Норвегию, Финляндию и Россию.
Финские партнеры Республики Коми активно лоббируют в Евросоюзе необходимость поддержки Белкомура и его включения в транспортную схему `Баренц Линк` и в сферу интересов БЕАР.
Владимир Торлопов детально обрисовал преимущества Белкомура, среди которых расширение возможностей перевозки тяжелых грузов, выход к морским портам. Новая транспортная система обеспечит кратчайший путь в Северную Европу из Сибири, стран Средней Азии и Дальнего Востока, а сухопутный транзит грузов через Россию может стать реальной альтернативой морским перевозкам.
Путь из Сибири в Скандинавию сократится на 820 км, что будет способствовать снижению транспортных издержек грузоотправителей и росту грузопотока на этом направлении.
По мнению главы Республики Коми, Белкомур отлично вписывается в проект `Баренц Линк`. На форуме прозвучало, что Союз железнодорожников Европы готов включить Белкомур в трансконтинентальный грузовой коридор смешанных сообщений `N.E.W. - коридор`...
Владимир Торлопов уверен, что дорогостоящий железнодорожный проект возродится, если будет признан на международном уровне, а также включен в число приоритетов развития национальной транспортной системы.
Первые шаги к заветной цели уже сделаны. Зимой 2007 года правительства Республики Коми, Пермского края и Архангельской области приняли трехстороннее решение о разработке Концепции комплексного проекта развития промышленного производства регионов с учетом развития транспортной инфраструктуры.
Комплексный проект направлен в Минэкономразвития РФ с целью привлечения средств Инвестиционного фонда. Как известно, средства из этого фонда выделяют на проекты, которые готовы финансировать региональные бюджеты и частные инвесторы. В Республике Коми надеются, что форум в Финляндии поможет найти предпринимателей, заинтересованных в успехе проекта.
|