Минэкономразвития РФ представило в правительство России и другие российские ведомства проект строительства трансконтинентального коридора между Чукоткой и Аляской. Проект разрабатывали с участием специалистов из США.
Общая длина этой артерии составит около 6 тыс. километров, 102 километра из которых будет проложено под Беринговым проливом. В подземной части маршрута, наряду с автотрассой, пройдет высокоскоростная железная дорога, а в перспективе - нефте-, газопровод, линии оптоволоконной связи и электропередач. Этим проектом в США, заметим, с 1920-х годов занимается около 10 корпораций при поддержке руководства Соединенных Штатов.
Суперидея за суперденьги
Строительство коридора предварительно оценено в $10-12 млрд, а весь проект обойдется в $65 млрд, но в текущих ценах и при нынешнем валютном курсе. Несмотря на запредельную стоимость проекта, его авторы уверены, что идея получит должную поддержку от российского правительства и американской администрации. Тем более что финансироваться такой проект будет почти исключительно за счет США.
`Это один из очень немногих проектов, которые способны кардинально изменить развитие российского Дальнего Востока, - считает Виктор Разбегин, заместитель руководителя отдела исследований Минэкономразвития. - Сейчас возможности реализации этого проекта весьма высоки`.
Еще в 1998 году Соединенные Штаты, Россия и Канада были близки к соглашению о таком проекте, но от него пришлось отказаться из-за краха рубля и опасений Канады насчет резкого усиления влияния США в Российской Арктике. Схожая позиция у Канады и сегодня. А США проект выгоден и потому, что в 1990-м они расширили свою юрисдикцию почти на всю беринговскую акваторию с согласия `горбачевского` СССР. То есть `ресурсоизбыточное` Берингово море и Берингов пролив, отделяющие Тихий океан от Северного Ледовитого и Россию от Северной Америки, станут, с помощью упомянутого коридора, фактически подконтрольны США.
Проекту трижды не везло
Кстати, еще в 1890 году губернатор Колорадо Уильям Гилпин впервые предложил построить мост через Берингов пролив: эта идея `возродилась` в 1918-1921 гг., когда спецмиссия во главе с доверенным лицом руководства США У. Вандерлипом вела по этому вопросу переговоры с Лениным, Троцким и Дзержинским.
Официальная аргументация в пользу такого проекта сводилась к неизбежному распаду России и, по крайней мере, к трудноуправляемости северо-восточных российских территорий, изобилующих разнообразными ресурсами.
Проект все же был отвергнут по настоянию Дзержинского и Сталина. То же американцы предлагали Сталину в 1941-1942 гг., опасаясь быстрого захвата северо-востока РСФСР Японией после разгрома Советского Союза. Но советское руководство отвергло предложение американцев.
Американская мечта
Аляска пока не имеет прямых железнодорожных путей сообщения ни с Канадой, ни с остальной частью США. Нет железнодорожного сообщения и у Чукотки с другими регионами РФ, как и с Аляской. Значит, по мнению американских специалистов, надо построить железную дорогу протяженностью 6 тыс. километров между Якутском или Магаданом и Форт-Нельсоном в канадской провинции Британская Колумбия (оттуда стальная магистраль проходит в `остальные` штаты США).
По словам американского эксперта Уильяма Бэйна, по этому коридору будет осуществляться движение грузовых и пассажирских поездов. Он будет использоваться также для прокладки электрических и оптоволоконных кабелей, а в случае согласия правительств обеих стран там могут быть размещены нефте- и газопроводы.
Как полагает У. Бэйн, этот коридор существенно укрепит позиции США в России, особенно в примыкающем к США российском регионе.
|