Как выяснилось в последнее время, любой проект, который реализуют энергетики в зоне Балтийского моря, может натолкнуться на неожиданные риски. Палки в колеса инвесторам способны вставлять не только экологи, но и юристы.
В ОАО `ЛенморНИИпроект`, например, обратили внимание на то, что те параметры, на которые предполагается выйти при реализации Морской доктрины РФ до 2020 года, обостряют противоречия с интересами целой группы стран. При этом экономические проблемы становятся одним из методов ведения скрытой конкурентной борьбы.
Они могут апеллировать к принятой Европейской морской стратегии и Плану действий по Балтийскому морю, разработанному под эгидой Хельсинкской комиссии (Helcom). А в них говорится не только о борьбе с загрязнением вод, но и о необходимости сохранения биоразнообразия на Балтике. В связи с этим появились предложения о придании Балтийскому морю статуса `Особо уязвимый морской район`.
В таком случае строительство СЕГ могут притормозить, если заставят инвесторов нести дополнительные расходы. В связи с этим в РФ, как полагают специалисты Санкт-Петербургского НИЦ экологической безопасности РАН, следовало бы определить, что считать приемлемым уровнем риска при реализации проектов в прибрежной зоне Балтики и в ее акватории. Пока четких критериев нет. И это открывает поле для спекуляций.
Если верить выводам экспертов европейской группы TACIS, то бурное развитие танкерного судоходства на Балтике увеличит в 2015 году риск крупных разливов нефти на 25-50%. А российские ученые пока не получали задания проверить эти расчеты. Значит, эти выводы могут принять на веру...
Также и с показателями оценки опасности подводных трубопроводов. В РФ говорят о снижении в 2-4 раза уровня взрывоопасности таких транспортных систем. А в странах Балтии оперируют другими данными: о сложности обнаружения небольших утечек нефти в районе интенсивного судоходства, их негативном влиянии на нерестилища рыбы и на систему так называемых неживых ресурсов моря.
Установлено, что, кроме нефти, в разрыв трубы устремляется еще и сопутствующий перекачке нефти газ. А он создает угрозу воспламенения обширных зон на поверхности моря.
И чем изощреннее будут подобные изыскания, тем вероятнее, что в Helcom не только повысят стандарты экологической безопасности, но и введут некую комплексную систему оценки рисков в Балтийском море. А это обернется непредсказуемыми расходами на мониторинг окружающей среды.
В такой ситуации юристы советуют инвесторам СЕГ тщательнее позаботиться о механизмах защиты капиталов для сохранения гарантированного уровня доходности проектов. Один из эффективных инструментов в данном случае - уточнение правового статуса всех элементов инвестиций и границ юридического влияния различных государств на них.
|