Губернатор Мурманской области Юрий Евдокимов представил планы развития Мурманского транспортного узла на расширенном заседании коллегии Минтранса РФ.
Он обратил внимание участников заседания на проблему конкурентоспособности российских портов. Для портовиков Северо-Запада она становится тем более острой, что сегодня в странах Северной Европы лоббируют строительство железнодорожных путей и погранпереходов для создания транспортных коридоров направлением США - страны Азиатско-Тихоокеанского региона, минуя порты Мурманской и Архангельской областей.
Для повышения конкурентоспособности наших портов губернатор предложил закрепить статус свободных экономических зон для основных портов РФ без проведения конкурса. Он подчеркнул, что этот вопрос приобретает еще большую актуальность в связи с перспективой комплексного освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения, производства транспортировки морем сжиженного природного газа на рынки Европы и Северной Америки.
Юрий Евдокимов обозначил еще одну острую проблему: до настоящего времени на федеральном уровне не утверждены границы территории и акватории Мурманского морского торгового порта, не установлен пункт пропуска через госграницу.
А морские порты Мурманской области продолжают наращивать объемы переработки грузов. В 2006 году грузооборот портов области составил около 25 млн тонн. Объемы переработки экспортных грузов, по сравнению с 2000-м, возросли почти в 2 раза.
Для более эффективного использования транспортного потенциала области разработана `Генеральная схема развития Мурманского портового транспортного узла`, предусматривающая строительство новых портовых комплексов на западном берегу Кольского залива, реконструкцию существующих и строительство новых перегрузочных комплексов.
На сегодня эта схема согласована с ФГУП `Росморпорт`, Росморречфлотом, ОАО `РЖД` и поддержана Минрегионразвития РФ. Теперь - слово за Минтрансом.
Прогнозируемый ежегодный грузооборот Мурманского транспортного узла к 2010 году составит около 50 млн тонн, а к 2015 году - более 70 млн тонн. Однако для реализации этих планов необходимо решить ряд задач. Среди них - реконструкция железнодорожной инфраструктуры с соответствующим развитием станций, в том числе строительство линии `станция Мурмаши 2 - станция Лавна` на западном берегу Кольского залива, развитие электросетевой инфраструктуры.
Транспортники надеются, что подходы к решению этих задач будут определены в рамках обоснования инвестиций по проекту `Комплексное развитие Мурманского транспортного узла` (МТУ). Эту работу планируют завершить в августе 2007-го. В результате должны быть разработаны механизмы финансирования проектов в рамках частно-государственного партнерства, обоснована целесообразность создания управляющей компании `Мурманский транспортный узел` в форме ОАО.
Как стало недавно известно, в рамках реализации проекта комплексного развития МТУ планируют строительство на западном берегу Кольского залива нефтеналивного терминала стоимостью $564 млн, угольного терминала ($480 млн), железнодорожной ветки на западном берегу залива ($420 млн). Для привлечения транзитных грузов намечено строительство глубоководного контейнерного терминала. Проект комплексного развития МТУ предлагают реализовать в рамках частно-государственного партнерства.
|