По оценкам экспертов Центра балтийских исследований и Ассоциации стран бассейна Балтийского моря, в 2007-2008 гг. за счет низких транспортных тарифов, дноуглубительных работ и круглогодичной эксплуатации многие эстонские порты увеличат перевалку российских грузов минимум на 20%.
Вблизи эстонско-российской границы (между Таллином и Нарвой) сооружают, прежде всего, на деньги инвесторов из РФ крупнейшие в Балтии новые портово-железнодорожные комплексы для транзита российских грузов. К действующему терминалу Мууга и новым транзитным узлам будут подведены нефтепроводы из Ленинградской и, возможно, Псковской областей.
По данным эстонской статистики, за март 2007 года в портах Эстонии обработано на 20% больше грузов, чем в марте 2006-го. А по отношению к февралю 2007-го эстонский портовый грузооборот вырос более чем на 11%. До 65-70% объема этих грузов приходится на российский внешнеторговый транзит. Преимущественно это вывозимые из РФ нефтепродукты, алюминий, химические удобрения, лесоматериалы, зерно и уголь. В апреле-мае эти показатели, скорее всего, не уменьшатся.
Инвестиции в развитие Таллинского порта в будущем году станут самыми крупными в его истории: совокупные инвестиции достигнут 1,55 млрд крон, 20-25% этой суммы будет обеспечено за счет средств ЕС. До 75% вложений направят в расширение соседнего порта Мууга, работающего в основном с российскими грузами.
По данным эстонских транспортных и внешнеторговых ведомств, 6 крупных российских фирм, представляющих нефтяной, лесной, угольный, металлургический, химический и зерновой бизнес, совместно вложат 1,5 млрд крон в дальнейшее расширение порта Мууга, запланированное к 2010-2011 годам. К нему намечено проложить нефтепровод из Ленинградской области, что минимум на треть удешевит транзит российских нефти и нефтепродуктов через Эстонию.
По прогнозам департамента управления Эстонских железных дорог, Центра Балтийских исследований, аналитических служб управления портов Таллина и Мууга, такие проекты в сочетании с продолжающимся снижением транзитных тарифов в Эстонии повысят конкурентоспособность эстонских артерий для российской внешней торговли почти на треть в сравнении с аналогичными объектами в Финляндии, Ленинградской области, и примерно наполовину - по сравнению с аналогичными объектами в Латвии.
Кстати, недавно вблизи границы с РФ в порту Силамяэ началась эксплуатация одного из крупнейших в Балтийском регионе комплексов по перевалке жидких химических грузов - преимущественно российских. По данным из эстонских источников, до 65% инвестиций в этот проект - российские.
`Силамяэ, - по словам эстонского аналитика Аарве Вяйхи, - был выбран российским бизнесом, прежде всего, по экономическим причинам. Но это ликвидировало аналогичный проект вблизи российской Усть-Луги. Транзитные платежи России Эстонии в предстоящие годы могут достичь 150-170 миллионов долларов в год`.
Специализированные терминалы для транзита российских внешнеторговых грузов намерены создать также на эстонских островах Саарема и Хийума. Развитию транзита через Эстонию будет способствовать и намеченное на 2010-2011 гг. возобновление паромного сообщения по Чудскому озеру - предположительно между Гдовом и Муствэе: этот эстонский озерный порт соединят скоростной 60-километровой железной дорогой с балтийским терминалом Силамяэ.
|