Ниже плинтуса
Для производителей конечного продукта - основных потребителей сырья - условия складываются вполне благоприятно: цены на сахар упали (за последние полгода на 20%), а эксперты вообще называют нынешнюю ситуацию в этом сырьевом сегменте `кризисом перепроизводства` - на рынке избыток сахара.
Специалисты объясняют это продолжающимися импортными поставками белого сахара из Беларуси, стран СНГ, ЕС, а также тем, что в России этого продукта было произведено с избытком. Эксперты считают, что падение цен будет пока продолжаться, хотя в конце марта с Беларусью было заключено соглашение о том, что импорт сахара в Россию в нынешнем году не превысит 180 тыс. тонн, а в 2008-м - 100 тыс. тонн. Ужесточились также требования к качеству, соблюдать которые будут в Беларуси и проверять в РФ.
Недавно наметилась новая тенденция: специалисты предлагают `улучшить` сахар. Возможно, что вскоре производители будут наряду с уже ставшей привычной йодированной солью, использовать и йодированный сахар. `Пустой углевод`, как называют сахар некоторые специалисты, может стать обогащенным продуктом с повышенной биологической ценностью.
Наиболее востребованным сырьем в I квартале была продовольственная пшеница 4-го класса. Как признают эксперты, спрос на нее отчасти стабилизировался в конце марта, рост цен замедлился, и даже произошло небольшое снижение цены (на 0,8%). Закупочные цены экспортеров практически перестали меняться, колебания стоимостных показателей незначительны; кроме того, пшеницу активно закупали турецкие и египетские компании, что также способствовало общему снижению цен. Ожидается, что в дальнейшем цены на продовольственное зерно будут падать, так как предложение зерна увеличивается в связи с началом сева, а потом придет пора сбора нового урожая.
Несмотря на уменьшение цен на сырье, есть и неприятная для производителей тенденция: в первые три месяца года, богатых на праздники, обычного для этого периода скачка продаж не произошло. Это связывают с насыщением рынка. Говорят также и о том, что традиция дарить сладости сменилась другой: теперь в качестве подарков чаще преподносят косметику, бытовую технику.
Кошелек или жизнь?
Потребительские предпочтения маркетологи делят на три большие группы:
1. Премиум
2. Просто качественные и недешевые
3. Недорогие традиционные или с вызывающими нарекания ингредиентами
Первые два типа продукции потребляют в основном в крупных городах, последний - жители провинции или те, у кого низкий уровень доходов.
Продукты, содержащие генно-модифицированные ингредиенты (ГМИ), производят по всей России, но производители далеко не всегда указывают, что в продукте ГМИ есть, а потребители с низкими доходами лишний раз не читают этикетку, догадываясь, однако, за что платят.
Потребители же со средними и высокими доходами, напротив, стали внимательно изучать этикетку: они готовы платить за натуральный продукт, который стоит на порядки дороже тех, что изготовлены с применением различных добавок, заменителей, в том числе ГМИ.
Эксперты подчеркивают: этикетка должна хорошо читаться. Например, название компании-производителя может быть написано мелким шрифтом, и это означает, что она не хочет акцентировать на себе внимание. В этом случае для потребителя вполне естественно сделать соответствующие выводы о хлебе или кондитерском изделии, который он держит в руках.
Некоторых производителей, в основном мелких, конкуренция заставляет использовать ГМИ. В этом случае они не должны позиционировать продукт как премиальный. Правила диктует рынок: заменители стоят гораздо дешевле, а все натуральные продукты - дороже. Натуральным продуктом трудно торговать, он быстро портится, и если не продается в срок, производитель терпит убытки.
Таким образом, происходит естественное распределение: натуральный продукт премиум-класса выпускают крупные производители для покупателей с высокими и средними доходами, и не вполне натуральный (с ГМИ), производимый небольшими предприятиями, рассчитан для потребителей с низкими доходами.
Предложение на рынке определяет спрос, поэтому, признают эксперты, навязать его структуру сами предприятия или какие-либо государственные программы не в состоянии. Все зависит от того, что предпочитают потребители, а это, в свою очередь зависит от их финансовых возможностей и потребительской культуры. Если покупатель `проголосует` за ненатуральный, но дешевый хлеб и сладости, тогда производители перейдут на производство таких продуктов.
Мнения экспертов
Александр Зорин,
исполнительный директор Союза предприятий пищевой промышленности Петербурга:
- Сегодня среди большинства потребителей, в чьем рационе хлеб не является продуктом N 1, существует тенденция к снижению его потребления; для некоторых было бы удобнее покупать даже не половину, а только четверть буханки хлеба, но в той же удобной упаковке. В Петербурге все больше покупателей предпочитают сложнорецептурные, полезные хлебобулочные изделия.
Другая тенденция - цены на хлебобулочную продукцию становятся выше, что обусловлено ростом энерго-, транспортных тарифов, политикой сетей.
При этом потребительская культура по-прежнему низка. Дешевизна для многих - основной фактор при выборе продукта, а информацию на этикетке мало кто изучает, рискуя приобрести некачественный или даже вредный товар. Потребитель не всегда понимает, что натуральный продукт не может стоить столько же или быть дешевле тех, что изготовлены с применением различных заменителей, консервантов; и если сэкономить на продукте получилось, то впоследствии придется потратиться на лекарства.
Продукт следует выбирать, ориентируясь на соотношение цена/качество и на полезность с учетом особенностей организма.
Елена Тюрина,
генеральный директор Института Аграрного Маркетинга (Москва):
- Потребление традиционных для рынка кондитерских и хлебобулочных продуктов за последнее время значительно снизилось. В этих сегментах многие товары достигли пика спроса на них, и теперь большинство потребителей хочет чего-то нового.
Сегодня покупателей продукции этих двух сегментов можно разделить на три основные группы: старшее поколение, употребляющее высококалорийный традиционный продукт; люди среднего возраста и среднего и высокого достатка, выбирающие новый продукт, в новой упаковке с новыми вкусовыми качествами; молодежь, которая вообще мало употребляет кондитерские изделия.
Итак, формируется новая схема питания; есть общая тенденция к снижению потребления высококалорийных продуктов, особенно в больших городах. Поэтому внедряются новые позиции, технологии, подстраиваясь под увеличение спроса на натуральные продукты или продукты с натуральными добавками, а также premium. Это общая тенденция для `пищевки` в целом: в кондитерской промышленности, например, предпочтение потребителей смещается в сторону более легкого, красиво упакованного продукта, важное значение приобретает репутация компании-производителя.