С таким сегментом гостиничного рынка, как мини-отели, в Петербурге уже нельзя не считаться. Их количество стремительно растет, и сегодня они обеспечивают город почти 7 тыс. местами размещения. Как отмечают многие отельеры, пока на рынке складываются благоприятные условия для инвестиций в этот бизнес.
Сегодня рынок мини-отелей привлекает инвесторов, прежде всего, небольшим объемом первоначальных вложений. Потому инвестируют туда в основном не профессионалы гостиничной индустрии, а компании, пытающиеся диверсифицировать свой бизнес, и частные лица.
По неофициальным данным, в Петербурге более 400 мини-отелей: бизнес-класса, эконом-класса, хостелы, семейные. Кроме того, по разным оценкам, в городе еще несколько сотен прочих малых гостиниц, коими могут являться даже сдаваемые отдельные квартиры в несколько комнат.
В законе о гостиницах понятия `мини-отель` как такового не существует. Требования - ко всем одинаковые. Между тем опыт показывает, что выполнять их в рамках таких гостиниц нецелесообразно. Потому их держатели все чаще высказываются за придание этим объектам своего отдельного статуса и соответствующей звездности, которая есть у больших гостиниц.
Но чтобы понять это, нужно, прежде всего, увидеть собственными глазами, что представляет собой отдельно взятая такая гостиница. Недавно у петербургских журналистов появилась возможность познакомиться с некоторыми из них, увидеть альтернативное размещение для гостей города на Неве в рамках пресс-тура `Петербург глазами туристов`, организованного Северо-Западным отделением Российского союза туриндустрии. В качестве гида выступил сопредседатель Клуба отелей Санкт-Петербурга The Hotels Club, директор отеля бизнес-класса `Шелфорт` Алексей Мусакин.
Этот мини-отель является типовым: он занимает два этажа в многоквартирном доме, на каждом этаже - небольшой холл-гостиная, где постояльцы имеют возможность утром позавтракать, а вечером провести время за чтением газет или просмотром ТВ-программ. Уютная, почти домашняя, атмосфера, в номерах (их всего 15) есть все необходимое для делового человека, приехавшего на пару дней в командировку.
В низкий сезон заполняемость таких объектов, как правило, доходит до 70%, а с мая по сентябрь - 100%. И, как считает Алексей Мусакин, говорить об общей нехватке в Петербурге гостиничных мест неправильно. Эта проблема актуальна лишь в период высокого сезона. Многие мини-отели имеют постоянную загрузку за счет постоянных клиентов. Так, уже не одну зиму `Шелфорт` принимает группы туристов из Австралии и Новой Зеландии.
Как рассказал А. Мусакин, главная проблема, волнующая сегодня владельцев мини-отелей, - классификация. Необходима законодательная база, которая должна определить отношения между бизнесменами и контролирующими организациями. В частности, недавно стало известно, что Ростуризм предполагает разрешить вести миграционный учет зарубежных гостей самостоятельно, без обращения в Федеральную миграционную службу, только классифицированным гостиницам. И поэтому беспокойство отельеров понятно.
Сегодня, по некоторым данным, к городу на Неве присматриваются такие мировые гостиничные сети высокого класса, как Four Seasons и Hilton. Приход этих операторов будет означать, что петербургский туристский рынок имеет хороший потенциал для развития. Тогда вслед за ними `подтянутся` и сетевики среднего уровня, появятся новые трехзвездные гостиницы, дефицит которых в Петербурге особенно заметен. Правда, как считают эксперты рынка, тогда многие мини-отели рискуют стать нерентабельными.
Мнения специалистов
Сергей Корнеев,
глава Северо-Западного отделения Российского союза
туриндустрии:
- В рядах союза становится все больше гостиниц и мини-отелей, занимающих активную позицию на рынке и готовых отстаивать свои интересы и решать существующие проблемы. Сегодня наблюдается тенденция к изменению отношения администрации Петербурга к новым и малым отелям в сторону их признания, что дает шанс получить поддержку города в решении наболевших проблем отельеров.
Алексей Мусакин,
генеральный директор отеля `Шелфорт`:
- При администрации Петербурга создан координационный совет по мини-отелям, роль которого лично мне пока до конца не ясна. Основной принцип существования нашего Клуба отелей - создание и обязательное выполнение внутренних стандартов обслуживания. Все 20 мини-отелей бизнес-класса, входящие в него, обязаны неукоснительно их выполнять. Это подтверждается ежегодным аудитом. Объединение в таком профессиональном союзе дает определенные преимущества в ведении диалога с властью. Кроме того, совместное позиционирование на рынке позволяет значительно сократить расходы на рекламу.
|