Отечественные производители упаковки используют опыт, идеи, решения у дизайнеров США, стран ЕС, Азии, где эта индустрия развивается давно: стандарты и мода на упаковку приходят именно оттуда. Сегодня эксперты отмечают, что переходный период российского рынка упаковки закончился, и теперь отечественные производители вполне конкурентоспособны по отношению к своим иностранным коллегам.
Новые тенденции в производстве упаковки и использовании ее как инструмента маркетинга, возникающие за рубежом, постепенно приживаются в России.
Функции, которыми в последнее время принято наделять упаковку, выходят за рамки обычного понимания упаковки как временной, просто удобной или привлекательной (в зависимости от назначения) емкости для транспортировки и хранения товара. Теперь `одежда для продукта` должна быть не только креативной, экологичной, но и интеллектуальной.
Шедевры с помойки
Особое значение придается производству упаковки из отходов других производств, ее безвредности для самого продукта и для последующей утилизации: к развитию этого направления подключили науку. Например, Американское химическое общество провело исследование по переработке отходов сельскохозяйственного производства - птичьих перьев - в пластик, из которого можно делать пластмассовую упаковку.
Производить безопасный пластик, в частности из кукурузного сырья и соевых бобов, дорого, а использование перьев, наоборот, сокращает затраты и дает `новую жизнь` отходам.
Рециклингом (производством из отходов) занимаются и в Великобритании, где молочные бутылки, содержащие продукты переработки, успешно прошли испытания, и их используют с начала 2007 года.
Бутылка с монитором
`Умная` упаковка - новая тенденция в индустрии, пока сродни фантастике, но, по прогнозам экспертов и российских, и зарубежных, будет набирать обороты. Так, австралийская компания Smart Lid Systems представила новую разработку, на которую ушло 5 лет: крышку для одноразового стаканчика с кофе. Меняя цвет с темно-коричневого на ярко-красный, крышка информирует о температуре напитка и предупреждает, если есть опасность пролить его, так как оснащена индикатором герметичности.
Компания Sportline изобрела интерактивную бутылку, оснащенную дисплеем и интерфейсом. Интеллектуальная емкость дозирует жидкость и сообщает о времени приема очередной порции, выдает показатели, позволяющие отслеживать уровень потребности организма в воде.
Бутылка имеет монитор, с помощью которого можно программировать уровень ежедневного приема жидкости.
Откройте! Милиция!
Маркетологи особо подчеркивают: упаковка должна открываться без затруднений, потому что если потребителю приходится прилагать серьезные усилия, чтобы добраться до содержимого даже самой `интеллектуальной` и креативной упаковки, раздражение по отношению к самому продукту - гарантировано. А это сведет на нет даже очень удачные идеи, примененные при производстве и в продвижении продукта.
За рубежом этот факт уже обрел специальный термин - `wrap rage`, который переводят как `упаковочный гнев`. По этому показателю даже выстраивают рейтинги самых `труднооткрываемых` товаров.
Эксперты объясняют, что прочные упаковки создавали для защиты товара от хищений из магазинов, но в результате они привели к раздражению покупателей. Насколько успешно удастся преодолеть такую тенденцию, возможно, покажут новые разработки в сфере интеллектуальной упаковки, которая будет сообщать еще и о том, что товар собрались `умыкнуть`.
Мнения экспертов
Александр Бойко,
председатель подкомитета по развитию индустрии упаковки Комитета ТПП РФ по промышленному развитию:
- Без надлежащей упаковки товар просто невозможно продать. Она продвигает и продает продукцию, делает товар конкурентоспособным. Современная упаковка помогает решить массу проблем хранения и транспортировки: от вывоза продукта с производства, его `жизни` на торговых полках до попадания его к потребителю.
Будущее - за `активной` упаковкой, то есть обладающей заранее запланированными свойствами. Например, во времена Второй мировой войны была упаковка, позволяющая разогревать консервы без внешних источников тепла, а производители пива использовали банки, охлаждающие продукт к моменту его употребления. Всегда востребована упаковка, позволяющая без консервантов сохранять свойства продукта даже при очень длительном сроке его хранения.
Светлана Гегина,
маркетолог ЗАО `Таурас-Феникс`:
- Экологичную упаковку, которая сама утилизируется без сложностей, отечественные производители если и выпускают, то в небольших количествах. Это связано не столько с неразвитостью инноваций, сколько с общей культурой, политикой государства в области экологии. Европейские законы заставляют производителя материалов находить решение проблемы дальнейшей утилизации упаковки.
Наша страна, к сожалению, пока только в начале этого пути. Разве можно представить у нас введение запрета на использование полиэтиленовых пакетов, как это было сделано в канадском городе Лиф-Рапидс?
`Интеллектуальная` упаковка также не имеет у нас широкого распространения: дело в экономической целесообразности производства такой упаковки в массовом масштабе и готовности потребителя платить за дополнительные функции, замену которым он может получить по более низкой стоимости. Пока наибольший отклик находит функциональная упаковка по доступной цене.
|