В середине апреля Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ) горадминистрации провел свой традиционный семинар `Итоги 2006 года и концептуальные направления развития потребительского рынка Петербурга`.
Пожалуй, главным итогом 2006-го, как можно было понять из вступительного слова председателя КЭРППиТ Алексея Сергеева, была успешная реализация `Концепции развития потребительского рынка Петербурга на 2005-2007 годы`, принятой правительством города в сентябре 2005 года. `Многие позиции этой концепции получили энергичное развитие`, - констатировал А. Сергеев.
Ориентир - европейские стандарты
Напомним: упомянутую концепцию приняли тогда, когда городские чиновники осознали, что Петербург хотя и претендует на звание европейского города, но для жизни был приспособлен далеко не по-европейски. В частности, инфраструктура городского потребительского рынка, как признали эксперты, горожанам не удобна. В 2005 году было отмечено, что магазины и предприятия общественного питания распределены по территории города крайне неравномерно.
Накопленные претензии были учтены при разработке концепции. Было установлено, сколько горожанам нужно торговых точек, точек общепита, развлекательных заведений, а также предприятий бытового обслуживания. Так, к 2007 году в Петербурге должно быть около 11 тыс. продовольственных и непродовольственных магазинов, чтобы житель любого района мог без труда дойти до них за 8-10 минут.
Планировали, что прирост торговых площадей в городе должен составить более 20%, а обеспеченность ими петербуржцев приблизится к европейским стандартам и составит более 470 кв. метров на 1000 жителей. Предполагалось открыть 65 новых супермаркетов (к 2007 году их число должно составить 215). Также планировали создать на объектах потребительского рынка Петербурга более 70 тысяч новых рабочих мест.
По предварительным прогнозам, в городе станет больше кафе, бистро и ресторанов: 5430 вместо 4600, зарегистрированных летом 2005-го, бань - 120 вместо 93, а предприятий бытовых услуг - 6000 вместо 4130. В концепцию был внесен, помимо количественных, и качественный критерий: предполагается усилить контроль за качеством услуг и товаров, активизировать защиту прав потребителей.
Городу нужны новые торговые центры
По итогам 2006 года аналитики КЭРППиТ определили:
- торговля и общественное питание формируют пятую часть валового регионального продукта,
- занимают второе, после промышленности, место в формировании бюджета города,
- ежедневно население Петербурга приобретает товаров и услуг в среднем на 1 млрд руб.
С 2003 года в Петербурге при формировании программ развития потребительского рынка чиновники используют понятие `стандарт проживания`. Именно на него ориентируется и ориентировались, подводя итоги прошлого года. Каждый стандарт имеет несколько значений:
- базовое - значение норматива, достигнутое на начало периода действия стандартов,
- гарантируемое - минимально или максимально допустимое значение, обеспечить которое обязаны исполнительные органы власти,
- целевое - значение на конец определенного периода, на достижение которого направлена деятельность исполнительной власти.
Если оценивать итоги 2006 года по этим стандартам, то надо признать, что с количественной точки зрения фактические значения стандартов проживания в большинстве случаев были выше целевых, а тем более - гарантированных.
Из всех типов предприятий, работающих на потребительском рынке Петербурга , только учреждения бытового обслуживания по численности немного не дотягивают до целевого показателя. Впрочем, для решения этой проблемы еще остается более 8 месяцев. Один из способов решения - создание новых рабочих мест в сфере услуг в тех районах города, где этот показатель отстает от целевого значения стандарта. Таких районов в городе пока большинство.
Зампредседателя КЭРППиТ Николай Архипов, который занимается вопросами потребительского рынка, высказал предположение, что предприятия бытовых услуг будут открывать в новых торговых центрах и гипермаркетах. Строительство новых торговых комплексов идет весьма активно, а значит, в сфере услуг будут непрерывно появляться и новые точки, и новые рабочие места.
На территории Петербурга функционируют:
12,4 тыс. объектов стационарной розничной торговли
4,6 тыс. предприятий оптовой торговли
5,4 тыс. предприятий общественного питания
5,9 тыс. предприятий бытового обслуживания
225 комплексов (зон) мелкорозничной торговли
3,5 тыс. отдельно стоящих объектов мелкорозничной торговли
33 рынка (в том числе 17 сельскохозяйственных)
21 казино, 455 залов игровых автоматов
|