В Петербурге владельцы пассажирского флота готовятся к летней навигации, хотя далеко не у всех есть программы развития бизнеса.
Рейтинг компаний по объемам капвложений в развитие инфраструктуры перевозок в 2006 году
? Компания Капитальные вложения,млн руб.
1.СПб ОБФи `Матисов остров` - 7,00
2.ООО `Альф Марин` - 2,80
3.ООО `Драйвер` - 2,60
4.ООО `Самсон` - 2,00
5.ООО `Евротранс` - 1,00
6.ОАО `Пассажирский порт` - 0,31
7.ООО `Минхерц и Компания` - 0,30
Источник: Ассоциация владельцев пассажирских судов Санкт-Петербурга
Если ранее основным владельцем пассажирских судов являлось ОАО `СЗП`, то сегодня на рынке присутствуют несколько десятков компаний, не считая частных владельцев маломерного флота.
Самые активные игроки объединились в Ассоциацию владельцев пассажирских судов Петербурга. В нее входят 14 фирм, которые располагают 189 теплоходами на воздушных крыльях типа `Метеор` и `Полесье`, а также судами типа `Москва`, `Ленинградец` и схожих с ними экскурсионно-прогулочных проектов.
Самые крупные судовладельцы - ООО `Аква-экскурс`, `Оскар` и `Элиен` (соответственно 32, 26 и 22 судна). Самый молодой игрок на рынке - ООО `Совет по туризму`, которое в 2005 году ввело в эксплуатацию 10 новых судов.
Наиболее интенсивно проводят модернизацию флота в ООО `Оскар` (на маршруты поставлено 8 новых судов) и `Самсон` (из 15 судов 2 недавно построены, а другие 2 - реконструированы).
В компании `Матисов остров` обновили три теплохода, в `Аква-экскурс` и `Элиен` - по два, в ООО `Драйвер`, `Астра Марин` и `НеваТревел Ко` - по одному судну.
По объемам капитальных вложений в развитие инфраструктуры перевозок в 2006 году лидировали компании `Матисов остров` и `Альф Марин`. Всего по программам, которые реализуют 7 компаний, на эти цели израсходовано 16 млн руб. Остальные фирмы или не раскрывают данные о себе, или не имеют программ развития.
По данным Речного регистра РФ, большинство пассажирских теплоходов, которые эксплуатируют на внутренних водных путях, старые (им в среднем по 30 лет). Часть фирм, например ООО `Водоходъ-СПб`, арендует чужой флот. Его сдает ОАО `Пассажирский порт`.
На рынке представлены также суда целого ряда пароходств, зарегистрированных в других городах РФ.
Особо стоит остановиться на ОАО `СЗП`. В Петербурге у пароходства числится только один пассажирский теплоход. Его дочернее предприятие ОАО `Пассажирский порт` давно уже зарегистрировано в Ленинградской области. Это было выгодно. Однако с 1 января 2008 года они могут лишиться льгот на имущество, которые доходили до половины от перечислений в областной бюджет.
Недавно в Законодательном собрании Ленобласти приняты соответствующие изменения в Закон `О налоге на имущество организаций`.
Прогулочный флот в последние годы служит не только средством перевозок, его используют для корпоративных банкетов, приемов и презентаций. На борту устраивают дискотеки и музыкальные вечера.
Самым привлекательным считается рынок круизных маршрутов. Правда, пока эксперты российских банков и лизинговых компаний считают вложения в него рискованными. В частности, смущает то, что в стратегии развития Петербурга до сих пор не отражены вопросы водного туризма. Как будто этого рынка и вовсе не существует в городе на Неве.
Без господдержки в круизном бизнесе будут по-прежнему использовать преимущественно далеко не новые теплоходы. Исключение составляет узкий сегмент VIP-сервиса, включающий скоростной водный маршрут в Финляндию.
Число пассажиров, перевезенных флотом компаний - членов Ассоциации владельцев пассажирских судов СПб (тыс. чел.)
2003 г. - 995,6
2004 г. - 1356,7
2005 г. - 1820,0
2006 г. - 1753,9
|