В 2006 году администрация Вологды провела конкурс на закупку работ по ремонту и обслуживанию дорог. Но произошло нечто такое, чего она никак не учла. Цена асфальта в течение прошлого года менялась несколько раз, причем только в сторону увеличения. И руководители города начали спешно подписывать дополнительные соглашения, что... законом не предусмотрено.
Закон гласит, что увеличены могут быть только (но не более чем на 5%) объемы работ, но никак не цена и порядок расчетов. Так что, заключив дополнительные соглашения, чиновники превысили свои полномочия. Подписал их заместитель главы города Валентин Горобцов.
Есть мнение, что это было сделано с разрешения конкурсной комиссии. Только нет у нее таких полномочий. Комиссия лишь выявляет победителя и заключает с ним контракт. Если городской администрации хотелось сохранить и уж тем более экономно использовать бюджетные средства, ей следовало бы в отдельности закупить и работы, и асфальт по изначальной низкой цене, сразу на год. Но раз этого сделано не было, у производителей ремонта разом пропал экономический интерес, чтобы работы были дешевле.
В Вологде асфальт стоил в прошлом году 2150 рублей за тонну, а в Соколе и Грязовце - 1400 рублей. Спрашивается: почему бы было не покупать товар, скажем, в славном городе бумажников, тем более что дело всего лишь в тридцати километрах пути, преодоление которых вряд ли существенно повлияло бы на себестоимость дорожных работ?
- А зачем машины зря гонять? - искренне недоумевали в вологодском МУП `Дорожник`. - Город нам заплатит по той цене, по которой мы закупим асфальт: хоть три тысячи за тонну, хоть пять. Деньги-то бюджетные.
В условиях контракта эту тонкость вологодская мэрия не предусмотрела. В результате вышла увесистая экономическая `клюква`: сколько рублей `Дорожник` вбухает в асфальт, столько город и заплатит. Таким образом, администрация Вологды сама повышала себестоимость работ, а ремонтники потирали руки.
Очень причудливо, кстати, явила себя проблема, которая мучит экономистов еще со времен Адама Смита: насколько корректно при оценке выполненной работы закладывать в ее стоимость цену сырья? Ведь достаточно, к примеру, поднять за один присест пять металлоконструкций из золота и сразу выполнить годовой план! Чтобы преодолеть это явление, на закате экономной экономики даже ввели плановый показатель - нормативно чистая продукция.
Как бы то ни было, а МУП `Дорожник` в местной газете `Вологодские новости` за 19 марта 2007 года опубликовало объявление, что проводит конкурс на закупку 5 тысяч тонн асфальта. А конкурс, между прочим, на проведение этих работ пока не выиграло.
- Кто же, кроме нас? - простодушно спросил руководитель предприятия господин Упадышев, разведя руками.
Вопрос, конечно, интересный. Так называемый ямочный ремонт, выполненный в прошлом году на бюджетные деньги на многих вологодских магистралях, был таков, что все ямы снова на поверхности. Точнее не так. В городе приобретает все большую известность операция по уничтожению ям.
Жители одного из домов без конца жаловались на эту напасть. Однажды к дому подъехал `гигант` из ЖКХ на катке и `закатал` дорогу, да так, что, когда-то вся в выбоинах, она сразу превратилась в ровную, как стол, и теперь достаточно небольшого дождя, как сразу же образуется огромная лужа, и жалобщики, чтобы попасть в свой подъезд, вынуждены ступать по щиколотку в воде. Дорога `отремонтирована` за счет укладки асфальта по цене 2150 рублей за тонну. Призывы жильцов к ЖКХ хоть что-то сделать отклика не получают...
А тут еще нашелся бывший работник дорожного департамента обладминистрации, который в письме в федеральную структуру заявил, что впервые видит, как `ямочный` ремонт производится не асфальтом, а кирпичом, который, как известно, гигроскопичен. В тепло декабря он намок, а когда наступили относительные холода, его просто выбросило наружу.
- Не могу понять, - разводит руками Вячеслав Хлевчук, заместитель руководителя ФАС по области, специалисты которого распутывали это дело, - как может администрация города поощрять таких нерадивых руководителей? По условиям контракта производители в течение трех лет должны гарантировать качество работ.
По некоторым сведениям, город закатал в асфальтовое `дело` около 50 миллионов бюджетных рублей. И намерен в текущем году заключить договоры с теми же производителями. Это значит, что в асфальт закатают не меньше.
|