Победившие в конкурсе авторы и авторские коллективы получат
по 60 тыс. руб. на разработку высказанных ими идей по реализации проектов, связанных с поиском и развитием национальной идеи.
Университет планирует передать лучшие конкурсные работы в Администрацию Президента РФ, а сам конкурс сделать ежегодным. Конкурсные проекты прекрасно демонстрируют уровень понимания молодежью глобальных задач, стоящих сегодня перед страной.
Конкурс проектов для студентов, аспирантов, преподавателей и выпускников СПбГУ был объявлен в октябре прошлого года с целью вовлечения молодежи в активное формирование гражданского общества в России. На конкурс были поданы 60 эссе от 71 автора и авторских коллективов. Все они, по условиям конкурса, посвящены проблемам становления национальной идеи, гуманизма, толерантности и демократии в России и содержат материалы по темам, связанным с русскими национальными традициями, развитием отечественной культуры и русского языка.
Результаты конкурса дают ясное представление об оценке молодыми петербуржцами своей страны, ее проблем и перспектив и своего будущего в ней. С другой стороны, проекты, поданные на конкурс, создают банк перспективных национальных инициатив, к которым общество не надо готовить - общество самостоятельно их выдвигает. И то, что университет взял на себя труд создать такой банк идей и требований молодежи, совершенно логично - в СПбГУ сконцентрированы интеллектуальные ресурсы, которые собрать искусственно и быстро просто невозможно.
Возможно, собственная активная позиция авторов эссе как раз выразилась в том, что на тему `Формирование активной жизненной позиции среди российской молодежи` было подано наибольшее количество материалов - 20 проектов. Говорит ли это о том, что проблема аполитичности российской молодежи критично остра для общества или, наоборот, привыкнув к этому мнению, общество само не заметило, насколько ситуация поменялась?
Конкурс СПбГУ `Наше будущее - Россия` развеивает миф о якобы абсолютно аморфной и потребительской молодежной среде. Во всяком случае, эмоциональный уровень поданных работ и степень осознания важности выдвинутых проблем демонстрируют, что с активной жизненной позицией не все так плохо, как принято считать.
На втором месте по актуальности, судя по распределению тем конкурсных проектов, находятся вопросы национальной идентичности. На две темы: `Сохранение национальных традиций` и `Развитие отечественной культуры и языка` - подано также 20 работ.
Например, Елена Доценко в своей работе `Открытие России для молодых россиян и соотечественников` формулирует 3 ключевых вопроса:
1. Какие знания о России получают современные школьники?
2. Как эти знания они могут применить в своей жизни?
3. Что делается для того, чтобы сформировать активную социально ответственную жизненную позицию у юношества?
В числе проектов, которые предлагают участники конкурса для решения этих и аналогичных вопросов, есть проведение ряда форумов и конгрессов.
Эффективность прямого диалога между гражданами различных государств на форумах и конференциях была продемонстрирована в прошлом году в рамках мероприятий `Группы Восьми` и отдельного молодежного проекта - `Юношеской восьмерки`, организованной специалистами СПбГУ.
Помимо форумов и конференций, важность которых в университетской среде считается априори высокой, среди предложений конкурсантов есть и долгосрочные инфраструктурные проекты. Например, проект Наталии Трофимовой по созданию сети мультинациональных культурных и развлекательных комплексов на основе национальных традиций, игр, забав народов России.
Подобный проект находится в русле политики города, ориентированной на привлечение туристов, и опирается на объективную реальность крупных мегаполисов, в которых сосуществуют представители множества культур.
Особенно важно, что для участников конкурса совершенно очевидно, что национально-патриотические вопросы в России исторически связаны с традициями межконфессиональной и межнациональной толерантности. То есть задача сохранения национальных корней автоматически подразумевает терпимость, уважение и взаимодействие между народами.
Работы на близкую тему `Развитие толерантности и толерантного поведения в российском обществе` в значительной степени развивают идеи взаимопроникновения культур. Студентка факультета журналистики Анна Тощева предлагает активно привлекать иностранных студентов к решению задачи формирования толерантности в российском обществе через проведение совместных с российской молодежью акций и мероприятий.
Итоги конкурса позволяют говорить о достаточно активном формировании полноценного гражданского общества. Успех первых инициатив СПбГУ по формализации социального заказа активной части молодежи говорит о необходимости продолжать подобные конкурсы.
|