Европейская экономическая комиссия ООН недавно одобрила проекты судоходных каналов: Дунай - Вардар - Эгейское море (Белград-Скопье-Салоники) и Дунай-София.
Эти артерии, как считают в транспортных ведомствах Болгарии, России и Греции, не только укрепят позиции Балкан, и особенно Болгарии, в евроазиатских перевозках, сократив расстояние водного транзита между Центрально-Восточноевропейским регионом и Средиземноморьем более чем вдвое, но и позволят осуществлять сквозные водные перевозки Северная - Центральная Европа - Балканы - Средиземноморье по кратчайшему маршруту. Сооружение этих каналов запланировано на 2009-2013 гг.
Проекты этих артерий были разработаны еще в 1960-1970 гг., но политические и экономические причины затрудняли сооружение каналов. Прежде всего, негативно сказывалась принадлежность стран, где должны были быть проложены данные артерии, к различным политическим блокам.
Но после успешного сооружения и ввода в действие в Румынии судоходного канала Дунай - Черное море в первой половине 1980-х годов, который почти на четверть сократил дунайско-черноморский маршрут и, плюс к тому, почти на 15% уменьшил грузотранзитные дунайско-черноморские доходы СССР, другие придунайские государства решили восстановить прежние и разработать новые проекты трансъевропейского судоходства по кратчайшим направлениям.
Недавно введен в действие канал Дунай-Майн на юге Германии и начато строительство канала Эльба-Одер в Чехии - это, можно сказать, центральная и северная `опорные точки` новой общеевропейской водно-транзитной системы.
Что касается `соединительных` стран, как сообщало и наше издание, ускоряется реконструкция судоходных артерий международного значения в Польше, Белоруссии и в России в Калининградской области; планируется построить новые судоходные артерии Неман-Днепр, Днепр-Даугава.
А южные `точки` новой общеевропейской водно-транзитной сети - каналы Дунай - Эгейское море и София - Дунай, соответственно, 320 и 85 км. Последний обеспечит кратчайший водный путь из Черного моря, дельты Дуная в болгарскую столицу. По экспертным оценкам, такая артерия позволит увеличить на 15% внешнеторговые перевозки Болгарии и почти на столько же - международный грузотранзит через эту страну.
Совокупный `болгарский выигрыш` от использования данной артерии очевиден. А с учетом канала между Белградом и Салониками будет создана общебалканская водно-транзитная система (за пределами которой останется только Албания).
Водный путь Дунай - Эгейское море (Белград-Скопье-Салоники) увеличит, по прогнозам, на 15-20% грузопотоки по Дунаю, включая каналы Дунай-Одер-Эльба и Майн-Дунай, и в Греции с Македонией и Сербией, что тоже повысит транзитные доходы Болгарии.
Плюс к тому, упомянутые маршруты будут востребованы и туристами, что тоже выгодно всем странам, примыкающим к этим артериям. По мнению российского аналитика Сергея Валимова (Новороссийск), `например, из Софии можно будет `доплыть` до Крыма, Черноморского побережья России и Грузии, а также до Балтии и стран Скандинавии. Такой маршрут вправе называться сквозным европейским коридором. Он существенно укрепит общерегиональное сотрудничество и создаст водно-транспортную сеть, охватывающую почти все европейские страны и весь западный регион бывшего СССР`.
|