По данным Ассоциации коммуникационных агентств России, за последние 5 лет темпы роста объемов российского рекламного рынка составляли 29-34% в год. В 2006-м доходы на нем оценивались в $6,5 млрд. Основная их часть была сосредоточена в Москве. На Петербург приходится, по косвенным данным, не более 13,9% и еще до 5% - доля всех остальных субъектов СЗФО, вместе взятых.
Сегодня основная часть пирога достается телевидению (46,5%) и печатным изданиям (27,8%). В 2010 году соотношение между ними изменится в пользу ТВ: его доля рекламного дохода составит 56,6%, а рекламный доход печатных изданий - только 18,7%. При этом в целом российский рекламный рынок может вырасти практически втрое.
Вероятно, в эти расчеты стоит внести повышающую поправку. Это следует, в частности, из оценок потенциала развития рынка рекламы, которые делают полиграфисты. Кроме того, имеет смысл взять поправку и на рост рынка корпоративной прессы, которая так или иначе связана с рекламой. В итоге долю печатных изданий следовало бы оценить существенно выше.
Единственное, с чем можно безоговорочно согласиться, это то, что самым динамично развивающимся на рынке стал сегмент Интернет-рекламы. Сегодня его доля в рекламных поступлениях незначительная. Но это если учитывать только медийный продукт (размещение платной информации о продуктах и товарах на сайтах).
Основных причин, почему Интернет сегодня отпугивает часть рекламодателей, две. Во-первых, сложность оценки реальной аудитории, которая узнает о заявленном продукте. В принципе в РФ насчитывается 5 млн активных Интернет-пользователей, из них 360 тыс. - в Петербурге и еще 130 тыс. - в остальных субъектах СЗФО.
Однако значительная часть из них - безработные, учащиеся и малообеспеченные люди. Причем в Москве, где больше всего фиксируется выходов в Глобальную паутину, эта доля существенно выше, чем в других регионах.
Во-вторых, реакция Интернет-аудитории, в отличие от телезрителей и читателей печатных СМИ, непредсказуема и часто - протестная. Поэтому гораздо больше рисков, что она может оказать обратный эффект.
Специалисты считают, что объем рекламы в Интернете вскоре приблизится к оборотам на радио. Что же станет приводом для развития Интернет-рекламы? На этот вопрос попытались ответить участники специализированного семинара, который прошел на прошлой неделе в Петербурге.
Эксперты компании Яndex, в частности, обратили внимание на тенденции развития американского рынка. В его структуре, как выяснилось, развиты такие сегменты, которые в `рунете` еще только зарождаются.
- Самыми `вкусными` кусочками в США оказались поисковая реклама (41% от всех доходов Интернет-рекламы) и размещение баннеров (34%). При этом доля первого сегмента продолжает неуклонно расти, а доля доходов от второго - снижается. Пропорционально растут доходы от виртуальных ссылок на те или иные продукты. Ну а доля почтовых рассылок в США оказалась и вовсе ничтожной, - рассказал коммерческий директор компании Яndex Алексей Третьяков.
В РФ обороты поисковых компаний сегодня также увеличиваются. В том числе за счет как поисковых, так и `витринных` услуг - то есть обеспечения отсылок в Интернет к электронным магазинам.
Анализ ссылок в Глобальной паутине, зафиксированных поисковыми системами, свидетельствует: в РФ происходит стремительный рост рекламных сайтов. Причем эти функции все чаще приобретают те порталы, которые на начальном этапе создавались как чисто коммуникативные.
- При этом, по косвенным данным, около 40% таких порталов все чаще размещает привлеченную, а не только свою собственную рекламу, - замечает А. Третьяков.
Это указывает на то, что в РФ идут теми же путями в сфере развития Интернет-рынка, что и на Западе.