По прогнозам страховщиков, до конца 2007 года с большой вероятностью может быть принято несколько важнейших поправок в Закон об ОСАГО, которые сделают отечественный механизм `автогражданки` весьма похожим на европейский. Впрочем, это будут не первые поправки. Те, что уже приняты, пока не реализованы.
Бонус-малус не заработал
В ноябре прошлого года Госдума приняла поправки в закон, которые устанавливали порядок применения к водителю коэффициента бонус-малус в зависимости от его аварийной истории. Они должны были заработать с 27 февраля 2007 года.
Согласно этим поправкам коэффициент за аварийную либо безаварийную езду бонус-малус (КБМ) был наконец прикреплен к водителю, а не к автомобилю. Теперь закон обязывает страховые компании применять повышающие или понижающие коэффициенты ко всем водителям, указанным в договоре ОСАГО.
Принятие поправок лишний раз напомнило о давно существующих проблемах. Наши водители зачастую застрахованы одновременно в нескольких компаниях. Следовательно, чтобы при переходе из одной страховой компании в другую подтвердить свою страховую историю, они должны принести справки от всех `своих` страховщиков.
Кроме того, сведения о страховой истории каждого водителя нужны не только при переходе в другую СК, но и при продлении договора со своей, при внесении изменений в договор (например, при добавлении в полис данных о новом водителе). Все это усложняет процедуры и, соответственно, увеличивает сроки оформления документов.
Если прежде оформить новый полис мог каждый агент, то после внесения изменений в закон это можно будет сделать, только получив информацию о водителе. Сроки внесения изменений в полисы ОСАГО увеличатся до нескольких дней.
Эта проблема могла быть решена при создании единой информационной системы (ЕИС) всех страховщиков. Но таковая не создана до сих пор.
- Нет ни организационных, ни правовых возможностей выполнять изменения к закону ОСАГО. Запустить ЕИС в столь короткие сроки невозможно, так как за 3 года у страховых компаний не была выработана единая система ведения учета, - констатирует директор Управления автострахования СК `Росгосстрах` в Санкт-Петербурге Дмитрий Синишев. - Таким образом, единственная возможность выполнить закон на данный момент - это подтверждать страховую историю клиента справками из страховых компаний. Но форма этой справки не определена, а из старой формы получить необходимую информацию невозможно. Безусловно, поначалу это вызовет сложности. Так что сегодня система работает только для тех, кто приобрел новый автомобиль и пришел в свою же страховую компанию. Но при этом остается неизвестным, были ли оформлены на его имя другие полисы, и с каким результатом.
Поправки не кончаются
Тем временем Минфин РФ подготовил очередные поправки в Закон об ОСАГО. Уже весной они могут быть внесены в Госдуму и приняты в первом чтении, а до конца года с большой вероятностью пройдут три чтения и, в том или ином виде, будут одобрены правительством.
Вот что сказал об этих поправках Андрей Знаменский, начальник управления ОСАГО СК `Русский мир`:
- Основные новации законопроекта, предложенного Минфином и поддержанного правительством, таковы.
1. Рекомендовано ввести прямое урегулирование убытков, при котором застрахованный обращается за выплатой в свою страховую компанию, а не в компанию виновника ДТП. Все просто и логично, но только наши Гражданский и Налоговый кодексы пока этого не предусматривают. Особые проблемы - с налогообложением, но, с учетом того что прямое урегулирование - это инициатива правительства, изменения в Налоговый кодекс, скорее всего, будут внесены.
2. Рекомендовано ввести в России систему `европротокола`, то есть такую, при которой ДТП можно оформить без вызова дорожной полиции. С этим, опять же, есть проблемы: участники движения зачастую не готовы делать это самостоятельно. Можно прогнозировать рост числа судебных разбирательств, споров со страховыми компаниями. Во Франции, например, такая система действует уже около 30 лет, но 10% дел все равно рассматривается в суде. У нас же - менее 0,1%.
Что будет с рынком
- Трэнд рынка понятен, - отмечает Д. Синишев. - Краха я не прогнозирую, если не будет принято поправок, повышающих убыточность ОСАГО. Какие это поправки? Во-первых, осуществление выплат без учета износа деталей. Это сразу на 30-40% увеличит среднюю сумму выплаты. Во-вторых, изменение порядка выплат при причинении вреда жизни и здоровью. В Федеральном Законе об ОСАГО определено, что в случае гибели человека страховая компания возмещает расходы на погребение и выплачивает ренту (содержание) лицам, находившимся на содержании усопшего и оставшимся без кормильца. Пока она ограничена суммой в 240 тыс. рублей на всех пострадавших, или 160 тыс. рублей на одного пострадавшего. Такие выплаты в нашей практике были. Если эти суммы будет решено увеличить, то за этим тоже должна будет последовать сложная процедура повышения тарифов.
|