Предварительное обсуждение трехлетнего бюджета не вызвало принципиальных разногласий в Правительстве РФ. До последнего момента оставались спорными лишь несколько принципиальных деталей: останется ли Стабфонд в прежнем виде, или он будет реформирован, из каких источников его будут пополнять, и на какие цели можно будет его тратить? Однако после публикации бюджетного послания Президента РФ и эти вопросы практически были сняты.
Итак, с 2008 года Стабилизационный фонд должен трансформироваться в Резервный фонд и Фонд будущих поколений. Изменится и формирование фондов. Если сейчас в Стабфонд идут сверхприбыли нефтяников, то, по планам Минфина, в новый нефтегазовый фонд следовало бы отправлять все поступления нефтегазового сектора: налог на добычу полезных ископаемых и вывозные таможенные пошлины на нефть, нефтепродукты и газ. В окончательном варианте все поступления от этого сектора будут зачислять на один счет, затем - распределять по трем частям: на трансферт для финансирования текущих расходов бюджета, на пополнение Резервного фонда и на пополнение Фонда будущих поколений. При этом министр финансов РФ Алексей Кудрин особо подчеркнул, что `эти доходы в последние годы вели себя непредсказуемо и будут вести себя непредсказуемо в ближайшее время`.
Министр напомнил коллегам, что надо строить доходную часть бюджета не только и не столько на нефтегазовых поступлениях, но и за счет других источников. Грубо говоря, неплохо было бы поработать всем. Впрочем, с этой принципиальной позицией никто и не спорит. Так, вице-премьер Александр Жуков отметил, что проект федерального бюджета ориентирован на развитие более быстрыми темпами ненефтегазового сектора экономики.
В целом же проект бюджета таков. Его доходная часть в 2008 году составит 6 673,2 млрд руб. (19,1% ВВП), а расходы - 6,5 трлн (18,6% ВВП). В 2009-м доходы повысятся до 7 421,2 млрд руб. (18,8% ВВП), расходы - 7 361,9 млрд руб. (те же 18,6% ВВП). А в конце планируемого периода доходы вырастут до 8 035,2 млрд руб. (18,1% ВВП), а расходы - 7 998,7 млрд руб. (18% ВВП). Так что, несмотря на предсказываемое снижение нефтегазовых доходов бюджета, он останется бездефицитным, хотя и прежнего профицита (в 2006 году 2 трлн руб., или 7,5% ВВП) уже не будет.
Как отметил Алексей Кудрин, на первый план выйдет не наращивание расходов, а эффективное управление выделенными бюджетными средствами. При этом он подчеркнул, что его `прижимистость` не распространится ни на здравоохранение, ни на другие социальные сферы.
Правительство существенно увеличит расходы на выплату пенсий. Если в 2007 году на пенсии будет направлено 1,060 трлн руб., то в 2010-м - почти вдвое больше - 1,846 трлн руб. Минимальный размер оплаты труда к 2011 году будет доведен до величины прожиточного минимума. Уже с 1 сентября 2007 года величина МРОТ достигнет до 2300 руб.
Дальнейшее повышение зарплат бюджетникам планируют начать с 1 сентября 2008 года на 7%, с 1 сентября 2009-го - на 6,8% и с 1 января 2010-го - еще на 6,5%, хотя это и потребует дополнительных ассигнований. В целом расходы на оплату труда бюджетников в трехлетней перспективе вырастут в 1,5 раза.
Любопытно, что по результатам опроса, проведенного агентством РИА `Новости`, на вопрос `финансирование каких статей бюджета на 2008-2010 гг. должно быть увеличено?` большинство респондентов одобрили увеличение финансовой поддержки приоритетов, обозначенных правительством. К ним относятся новые технологии и инновации - более 20% опрошенных, дороги и инфраструктура - 19%, социальная сфера и нацпроекты - 13%, оборона и безопасность - почти 12%. Около 20% россиян считают необходимым пропорциональное увеличение финансирования всех статей бюджета. Кстати, это пожелание уже учтено Минфином, заложившим последовательный рост бюджетных ассигнований практически по всем социально значимым статьям.
|