Так называемое Прусское попечительское общество недавно подало против Польши иски в Европейский суд по правам человека и Международный суд ООН.
В этих документах общество, ссылающееся на поддержку общегерманского `Союза изгнанных` и действующего с 1995 года во Фрейдене (Южный Шлезвиг) `Правительства Свободной Пруссии`, требует от Варшавы выплатить компенсацию потомкам немцев - жителей бывших Померании и Пруссии, а также провести переговоры по легитимности нынешней польско-германской границы.
По имеющейся информации, аналогичные иски вскоре могут быть поданы к Литве и к властям Калининградской области, но, заметим, не к России... Кстати, осенью прошлого года ВМФ ФРГ, вопреки протестам со стороны польских МИДа и министерства обороны, демонстративно проводили учебные стрельбы в той акватории, которая принадлежала до 1945 года Германии.
`Правительство не может отозвать эти иски`
В Германии ныне проживают, по официальным данным, до 250 тысяч потомков из Пруссии и Померании, которым компенсации выплачивают не только бундестаг с бундесратом, но и упомянутое `Правительство Свободной Пруссии`. Правда, правительство отрицает свои какие-либо финансовые связи с германскими федеральными структурами или частными корпорациями.
Аналогичные дотации получают потомки немцев - жителей других районов Пруссии: Мемеля (Клайпеды) и Калининградской области, а также Судет, Эльзаса, Лотарингии, `окологерманского` восточнобельгийского района Эйпен-Мальмеди и датского (то есть Северного) Шлезвига. Официальная Германия постоянно призывает восточных соседей не волноваться по поводу границ. Так, в ходе своего недавнего визита в Польшу председатель германского бундесрата Харальд Рингшторф посоветовал местным политикам, экспертам и журналистам, да и жителям экс-германских земель не преувеличивать значение исков, подаваемых `Прусским попечительским обществом` и схожими с ним группировками. В то же время, по словам Х. Рингшторфа, `правительство Германии не в состоянии отозвать эти иски`.
В этой связи газета `Frankfurter Allgemeine Zeitung` недавно отметила, что дело не столько в свободе слова, незыблемость которой отстаивают германские чиновники, сколько в юридических аспектах проблемы. Дело в том, что в статье 134 Основного закона Германии 1990 года сказано: `Имущество бывшей Германии становится имуществом Федерации. Оно подлежит безвозмездной передаче компетентным учреждениям`.
А статья 135 более конкретна: `Долевая собственность бывшей земли Пруссии (то есть всей Пруссии, включая север и северо-запад нынешней Польши, сопредельные с Калининградской областью районы Польши и Клайпедский регион Литвы!) в частных предприятиях переходит к Федерации`.
Особая европейская территория
Итак, в этой статье говорится именно о Пруссии, а не о Померании, Судетах, Эльзасе, Австрии, Северном (с 1946 года - датском) Шлезвиге, бельгийском (с 1946-го - округ) Мальмеди. То есть приоритетна `германская реанимация` именно Пруссии. Но почему именно Основной закон, а не конституция?
Ответ - в официальном разъяснении этому документу Ведомства печати и информации Федерального правительства (1999 г.): `Речь идет об основах конституционного регулирования в переходный период до воссоединения Германии. Такой выбор акцентирует географически ограниченную сферу действия Основного закона`.
Примечательно в этой связи и то, что конгресс США в 1995 году, а Европарламент - в 1994-м приняли почти идентичные `калининградские` резолюции: регион этот надлежит поставить под опеку Евросоюза с германским и российским участием в местной администрации - в рамках, например, `Особой европейской территории` или `Балтийской республики`; снять ограничения на переселение туда немцев, ввести там спецвалюту и тому подобное. Россия же обязана выплатить компенсацию прусским беженцам и их потомкам.
По польским данным, в экс-германских землях Польши уже постоянно работают свыше 100 немецких фирм и банков, получили вид на жительство около 40 тысяч немцев, добиваются этого права еще почти 60 тысяч немцев. Более того, германские инвестиции, товары и услуги получили именно в этих регионах Польши в конце 1990-х годов режим максимального благоприятствования.
По имеющейся информации, аналогичных преференций германский бизнес ныне добивается от Литвы в Клайпедском регионе, принадлежавшем Германии до 1922 г. включительно и в 1939-1945 гг., а от Чехии - в Судетах, оккупированных Германией в 1938-1945 гг.
Синдром побежденного
В Германии сегодня действует около 20 фактически реваншистских организаций в виде землячеств и гуманитарно-культурных обществ бывших жителей экс-германских земель и потомков этих лиц. Официальный куратор таких организаций - `Союз изгнанных`. В среднем на треть эти группировки финансируются из федерального бюджета.
В нынешней Германии по-прежнему в силе около 10 законов и смежных юридических актов, позволяющих ей претендовать на территории в границах на 31 августа 1939 года и на компенсацию ущерба в связи с изменением германских границ после 1945-го.
Многие эксперты из бывших СССР, Польши, Чехословакии и ГДР, а также Китая, Албании и Северной Кореи настаивали на том, чтобы в известных договорах Польши, ЧССР, ГДР и СССР с Федеративной Республикой Германией последняя обязалась пересмотреть или отменить свои реваншистские юридические акты. Но во имя быстрого политико-пропагандистского результата тогдашнее руководство СССР не стало выдвигать таких условий ФРГ.
В период совещания в Хельсинки в 1975 году СССР снова отказался предъявить упомянутые требования Бонну. Советско-германские документы 1990-1991 гг. не содержат искомых обязательств и со стороны объединенной Германии. Похоже, оппоненты тогдашней политики Кремля в отношении ФРГ оказалась правы?..
|