Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Светофор для бизнеса - ЭиВ N 12 (647)
ИНВЕСТИЦИИ
Светофор для бизнеса
No. 12 (647) 02.04.2007
Андрей ЛАЗАРЕВ
В Фонде социально-экономических исследований `Технологии развития` попытались оценить температуру конкуренции между субъектами СЗФО за инвесторов, а также уровень спроса на регион.

В основе исследования - статистические данные, усредненные за последние несколько лет, касающиеся уровня развития социальной сферы, степени открытости экономики и емкости рынка потребления. Учитывались объемы выпуска ценных бумаг региональными эмитентами, динамика создания малых предприятий на душу населения, тенденции на рынке потребления и мобильность жителей субъекта РФ, а также типы возможных конфликтов бизнеса с местными властями и методы урегулирования споров.

В результате разработали индикаторы, которые позволяют субъектам РФ набирать баллы. В итоге получили сводный рейтинг развития субъектов СЗФО. Он не претендует на то, чтобы служить инструментом для принятия решений инвесторами. Каждый из них проводит свой анализ ресурсов на рынках субъектов РФ.

Однако при этом оценивается также уровень финансовых рисков при выходе на базовые показатели. В этом смысле рейтинг может иметь практическую пользу для тех, кто еще только начинает осваивать региональные рынки.



Производство для потребления



Итак, среди выбранных 10 субъектов РФ на первом месте оказался Петербург. Этот вывод в комментариях не нуждается: достаточно напомнить, что западные финансовые аналитики делят российский рынок на три части - Москва, не-Москва (Петербург с пригородами) и регионы.

В принципе, как считает директор фонда `Технологии развития` Вадим Волков, правила игры Петербурга требуют особого исследования. Любопытнее, что происходит в регионах.

И тут сразу же сенсация: на втором после Петербурга месте оказывается Республика Коми, а следом за ней - Мурманская область и затем - Карелия. Это означает, что в них - меньше рисков при реализации инвестпроектов напороться на `подводные камни` и понести форс-мажорные затраты.

Субъекты, которые попали в середину рейтинга, имеют свою специфику: рынок включает в себя зоны со сравнительно либеральным климатом, который формируется во многом под влиянием стратегических инвесторов, чей бизнес развивается в этих зонах.

Ведущих игроков может быть несколько, как, скажем, в Калининграде и в радиусе 100 километров вокруг Петербурга в Ленобласти, а может, по большому счету, всего один, как в Вологодской области (Череповец). Но суть, по мнению авторов рейтинга, от этого не меняется: в экономических оазисах на новичков рынка оказывают меньше административного давления.

В хвосте рейтинга - Архангельская, Новгородская и Псковская области. Почему они туда попали, авторы рейтинга четкого ответа не дали, сославшись на то, что очаги роста производства наслаиваются на слишком низкий индекс потребления на душу населения и сильную моноцентричность системы административного управления субъектами СЗФО.

При этом подчеркивается: рейтинг подвижен в нынешней системе координат. И через пару лет картина может измениться. Это связано с тем, что в целом в российских регионах ритейл, сетевой бизнес и объемы привлечения ресурсов предприятиями на рынке публичных заимствований для модернизации производства еще недостаточно развиты. И если в регионах заинтересованы в привлечении дополнительных финансовых ресурсов, то будут вынуждены двигаться по пути дальнейшей либерализации рынка.

Возможно, в скором времени рейтинг Архангельской области может быть повышен: там зафиксирован интенсивный рост потребления товаров и услуг. У Ленобласти факторами для повышения рейтинга могут стать результаты реализации объявленных социальных программ и развитие рынка ценных бумаг. Правда, низкая динамика уровня капитализации предприятий среднего бизнеса остается уязвимым местом экономики Ленобласти.



Риск - благородное дело



В субъектах СЗФО предприниматели попадают в специфическое правовое поле. В нем сплетаются местные нормы и правила, призванные восполнить те бреши, которые оставляет федеральное законодательство и без которых невозможно развивать народное хозяйство. Специалисты Фонда `Технологии развития`, соответственно, попытались как-то классифицировать региональные правила игры с точки зрения политических рисков.

Получился своеобразный `светофор`: в красный цвет можно окрасить Новгородскую область. Это символизирует максимальный уровень рисков.

Желтый - характерен для Псковской и Мурманской областей, Республик Карелия и Коми, Архангельской области. При этом первые три субъекта РФ тяготеют к красному цвету, а последние два в перспективе имеют все шансы `позеленеть`, как Вологодская и Ленинградская области.

Любопытно, что В. Волков готов был согласиться, что данный `светофор` может служить и в определенном смысле индикатором `взяткоемкости` рынков субъектов СЗФО, если в них включить косвенные поборы с предпринимателей в виде платы за услуги представителей госструктур и аффилированных с ними организаций, от выполнения которых нельзя отказаться.



Другие материалы рубрики
ИНВЕСТИЦИИ
08.12.08Придорожный бизнес взяли в оборот
08.12.08Миллион долларов – на страницу в сети
08.12.08Амбиции плюс трезвый расчет

Малый и средний бизнес в условиях кризиса демонстрируют чудеса изобретательности.
Главное – правильно выбрать свою «нишу»
08.12.08Новости рынка
01.12.08Хроника «пикирующего» предприятия
Волны финансового кризиса докатились до реального сектора экономики. Первым в Пскове испытанию на прочность подвергся завод “Псковкабель”, входящий в московскую группу компаний “Технология металлов”
01.12.08Синус удачи
01.12.08Новости рынка
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru